Мне фильм не то чтобы не понравился, но как-то не вдохновил. Хотя все-таки есть, что поставить в заслугу Финчеру:
1. Во-первых, Финчер еще раз сломал стериотипное представление о том, что должен из себя представлять психологический триллер "с маньяком". Обычно все как - пара убийств, шокирующих своей кровожадностью, потом полуторочасовое (в экранном, естественно, формате) расследование, и, наконец, финальный отрезок, где обнаруживается главный виновник происходящего и повествует о том, как он дошел до жизни такой. Собственно, весь фильм - это ожидание того, когда МАНЬЯК ПОКАЖЕТ СВОЕ ЛИЦО. Это - кульминация, апофеоз, то, ради чего зритель сидит у экрана. А вот Когда Финчер снимал "Семь", маньяк там появился не в начале, не в конце, а в середине фильма - и это стало прорывом.Маньяка мы увидели, формально задачувыполнили, можно бы и выключить телефизор. Ан нет, сидишь и смотришь дальше.
Сегодня в "Зодиаке" Финчер взялся экранизировать вообще нераскрытое убийство, поэтому можно считать, что маньяк здесь, по большому счету,вреде есть - а вроде и нет.Он уже не центральная фигура, он где-то там - на переферии. Увидим мы его лицо, не увидим - не столь важно. а даже и увидев - все равно непонятно, он-не он...
Короче, Финчер делает акцент на процесс (т.е. расследование), а не на результат (поимка маньяка). это смело - и это подкупает.
2.Во-вторых, Финчер умудряется удержать зрителя у экрана, хотя, по сути дела, в фильме отсутствует экшн. Хичкок говорил, что он сможет экранизировать телефонную книгу так, чтобы зрителю не стало скучно. Финчеру удалось экранизировать не менее увлекательную по своей природе штуку - полицейские протоколы. Да, это смотрится не на одном дыхании, да, иногда одолевает зевота - но ведь смотришь же два часа все это!есть у финчера еще порох в пороховницах
3. И, наконец, в-третьих. В свое время говорили (и повторяют теперь), что реальный Зодиак интересен не как личность, но как проявление коллективного бессознательного американской нации в 70-е годы. прошло время "Детей цветов". И вместо безганичной любви осталась беспричинная, безотчетная и такая же безграничная озлобленность на весь мир. Хиппи твердили "Занимайтесь любовью, а не войной!" - а потом началась отрезвляющая вьетнамская кампания. Их жизнь была сплошной fan - а потом пришел Зодиак, и сказал, что он убивает людей, "просто потому что это весело". Вот такой вам fan, господа.получите-распишитесь.
И, очевидно, целью Финчера было не докопаться до личности убийцы, но докопаться до глубин этого бессознательного. Поэтомй важнее для него процесс, чем сам результат, а судьбы людей, пытавшихся разгадать загадку, - важнее, чем решение этой загадки. И с этой точки зрения, мне думается, Финчер все-таки выполняет поставленную перед собой художественную задачу. Он получает на выходе мрачное, депрессивное, нудноватое и тяжеловатое кино, но оно и должно быть таким, потому что мрачной, депрессивной, нудной и тяжелой была сама атмосфера происходящего тогда в США. Крупно выделив фигуру Зодиака, режиссер на самом деле пытается всмотреться в то, что находится на ее фоне. И, по мере своей значимости, фон и фигура меняются местами.
И напоследок. Актерская игра действительно сильная - особенно Дауни-мл. (журналист). Джилленхаал растет тоже на глазах. И операторская работа, соглашусь с Несско, несомненно, впечатляет.