http://www.lokomotiv.info/blogs/260407/rec2667/print/Зинедин Зидан - гений французского футбола. Выдающийся мастер, гениальный плеймейкер. 17 лет его карьеры в профессиональном футболе истели по окончании Чемпионата Мира - 2006. Последний турнир капитана французской дружины. Как последний бой. На нем Зидан как никогда ранее показал всю своей неоднозначность карьеры. Закритикованый всеми после первых двух матчей сборной на ЧМ-2006, несмотря на вобщем-то неплохую игру, и полным руководством атакующих действий своей команды.. Но 2 необязательные желтые карточки заработанные в этих матчах и дисквалификация на последний матч группового турнира... Отличный матч с Испанией и красивый гол в конце матча, как признак высокого индивидуального мастерства. Его лучший матч, матч с Бразилией, где он был лучше всех на поле и больше бразильцем, нежели игроки в желтых майках, он отдал голевой пас, ставший решающим. Крепкие нервы при пробитиии пенальти португальцам (этот гол и вывел сборную в финал). Такие же при пробитии пенальти уже в финале. Его признали лучшим игроком Чемпионата Мира (примите во внимание тот факт, что турнир этот включал в себя всех сильнейших игроков планеты). Он вел свою сборную к победе.. И удаление... Необязательное, спровоцированное, последнее. Кубок Мира ушел тому, кто его спровоцировал на такую реакцию. Всего 14 красных карточек за карьеру. И почти все за реакцию на провокацию со стороны соперника. За неспортивное поведение, как класифицируют подобные поступки судьи. Зидан все остался тем же, кем был много лет назад, когда учился стоять за себя. Он остался все тем же, который 13 лет назад говорил - ""Я ненавижу несправеливость и насилие. Я получаю множество ударов за игру. Я принимаю их, ничего не говоря, но однажды приходит момент, когда я не могу более сдержаться. Я восстаю и взрываюсь. Это сильнее меня... Я выходец из неблагополучного района в Марселе. Здесь обычно не смакуют драки, но если кто-то провоцирует тебя, ты обычно не даешь ему уйти от возмездия". Эта фраза, сказанная после того, как Зинедин получил свою первую в карьере красную карточку как ничто другое обьясняет его поведениеи спустя столько лет...
До Чемпионата Мира было прощание с клубом. Зизу, как любят ласково называть Зинедина, попрощался с "Реалом" в мае . И сделал это достойно - забив в последних двух матчах - два гола. На своих последних пресс-конференциях, после того как он обьявил о своем решении завершить карьеру, Зидан был как никогда откровенным и искренним, что выдавало его внутренние переживания.
Но так было не всегда. Итальянские и испанские спортивные журналисты способны кого угодно вызвать на откровенность. Они способны и камни заставить говорить. Но в отношении Зинедина Зидана, даже они бессильны. "Зидан - это случай особый, - утверждает Энцо Д'Орси из "Корьере делло Спорт", - вроде редкого, драгоценного цветка, которому не нужно много света". Журналист может быть счастливчиком, если ему удалось выжать из Зидана хотя бы три фразы. При чем все они будут касаться только футбола.
У него все крутиться вокруг футбольного мяча. Но и его ноги могут представляться достойным обьектом для разговора с прессой. "Я ношу 43-й размер с половиной"- говорит Зидан. Эти ноги стали самыми дорогими в истории футбола. Они и вправду способны творить с мячом чудеса... Бывший тренер "Бордо" Ролан Курбис, благодаря которому Зидан перешел в єтот французский клуб, вспоминает, что однажды в раздевалке "Бордо" он наблюдал, как в течение нескольких минут Зидан жонглировал мячом. Просто так от нечего делать. Подобного восторга Курбис, по его словам, не испытывал даже на спектакле его любимого русского балета.
Кроме техники, а это одно из сильнейших сторон Зинедина, он обладает еще множеством несомненных футбольных достоинств. "Он не подключается к атаке и не забивает так часто, как я, но при этом обладает великолепным футбольным "кругозором". Прекрасно видит поле, он исключительно умен с тактической точки зрения. Его великолепные физические данные позволяют ему выигрывать в современном футболе, который часто основывается на силе мускулов". "Его обуздать невозможно, он великий артист футбола, который при этом всегда ставит интересы команды выше своих личных". "Это прототип игрока будущего, у него практически нет недостатков" Эти три цитаты принадлежат трем великим специалистам футбола, соответственно Мишелю Платини, Марчелло Липпи и Валерию Лобановскому, которые в разное время рассуждали о полузащитнике сборной Франции алжирского происхождения.
С первым из них - с Мишелем Платини, предшественником Зидана в французской сборной и "Ювентусе" Зизу сравнивали начиная с того момента, когда он стал подавать большие надежды выступая за молодежную сборную Франции. Сам Платини всегда хорошо относился к Зидану. Когда в 1995-м Зинедину вручили футболку с заветным 10-м номером в сборной, Платини (быівший знаменитый обладатель этого номера в сборной) сказал: "Я горд, что футболка с 10-м номером досталась именно тебе". Зидан во многом своим появлением в "Ювентусе" обязан именно Мишелю. "Адвокат" Аньелли (президет "Юве") спросил меня способен ли он выиграть "Золотой мяч", три раза подряд, как я, - вспоминает Платини. - Я ответил: дайте парню шанс и он себя проявит". В итоге Зинедин 3-жды выигрывал титул лучшего футболиста Мира по версии ФИФА.
За прошедшие с тех пор 10 лет Зинедин Зидан получил все возможные в футболе призы и награды. От Кубка Интертото до Кубка Мира, от «Золотого мяча» Франс Футбол до титула лучшего футболиста последних 50-ти лет УЕФА.
Эта часть важна для любого любителя футбольной статистики, но для его друзей, и для жителей Ла Кастелана наиболее важно было то, что Язид никогда не забывал свои корни. Его родители все еще живут в Марселе в его шикарном пригороде Les Pennes-Mirabeau, в доме который им купил Зинедин на первые зарплаты в "Ювентусе". Один из его братьев, Фарид, тренирует местную команду - Nouvelle Vague («Новая волна»), в которой Зидан - почетный президент. Дети здесь благодарны ему, даже если безразличны к его статусу звезды. ’Когда Вы говорите, что Вы из Ла Кастелана, то люди обычно боятся,' говорит Карим, вратарь Nouvelle Vague. ’Тогда, когда Вы добавляете, что Вы играете в команде во главе с Зиданом, они внезапно показывают, как они Вас уважают. ' Во Франции восхищаются его человеческими и футбольными качествами. Общественные приоритеты Зизу - это семья, друзья и футбол.
Мусульманин Зидан был признан в опросе самым популярным французом современности. Наиболее существенным из всех был факт, что этот опрос проводился Журналом du Dimanche, эквивалентным во Франции британской газете «Дэйли Майл». 'Быть признанным целой страной невероятно, ' сказал Зидан относительно опроса. ’Это громадное событие. Это так почетно для любого человека, прибывшего, подобно мне из проблемного района, из семьи иммигрантов. Но теперь это говорит нам, как Франция изменилась и продолжает меняться». Для многих аналитиков совершенно неожиданная победа Зидана в этой области отметила политическую зрелость во Франции.
Зидан способен обойти политику. 'Я молчаливый человек» неоднократно говорил он вслед за его триумфом на Кубке Мира 1998. Зидан, и те кто его знает, утверждают, что он редко говорит, потому что он - робкий и скромный человек. Но есть также и другие причины. 'Слишком много акул вокруг Зинeдина, ’ объясняет его брат Нордин. «Слишком много людей, которые хотят использовать его для политических целей. ' Следовательно, имидж Зидана был так тщательно построен и так умело защищен, чтобы ни политик, ни журналист не мог использовать каким-либо образом его имя. Он может быть популярен, но, для большинства французской публики, он также решительно непостижим.
Первое, на что ображают внимание при знакомстве с Зиданом - он довольно застенчив. Он даже сидит изящно, ноги вместе… Он выглядит невероятно искренним. И искренне застенчивым. Трудно вообразить место, более непохожее на индустриальную грязь Ла Кастелана, чем Реал Мадрид, стадион которого находиться на улице Кастелана - длинной авеню, которая пробегает по северным предместьям Мадрида. ’Я прежде всего родом из Ла Кастелана, из Марселя, ' начинает он нерешительно. 'Я люблю Мадрид. Я счастлив быть здесь. Я был здесь три года и надеюсь быть здесь и дальше. Но я горжусь, что я из Марселя, и никогда не забываю людей, с которыми я рос. Где бы я ни был, я всегда хочу вновь оказаться в Ла Кастелане. Это все еще мой дом… Верно и то, что это проблемный квартал. Но там своя атмосфера, свой дух. Я думаю, что Марсель похож на Ливерпуль, очень яркий и очень жесткий. Моя страсть к игре идет непосредственно из Марселя. К сожалению, я не могу возвратиться туда, я много играю заграницей. Но я все еще фан Олимпика. Я ходил на его игры, даже тогда, когда играл за «Канн». '
Он говорит с гремящими гласными, специфическими для его родного города; его кожа светлая - это характерно для берберов, жителей Северной Африки. Берберы - не Арабы, и в последние годы Берберы из Кабилии, провинции Алжира, которая является родиной семейства Зидан, были в открытом конфликте с алжирским правительством. Есть слухи о резне и восстаниях, но все, что действительно известно на Западе - это то, что более чем 100 000 человек погибли в гражданской войне, которая опустошила страну с 1992. Несмотря на давление, Зидан никогда публично не комментировал войну или свое берберское происхождение. ’Моя семья очень гордится мной, и я очень горжусь ею и своими корнями. Я горд, что они из Кабилии. Это - особое место и мои корни важны для меня. Однажды , когда я был ребенком , мы ездили в родную деревню отца. Но теперь, это стало похоже на Марсель и Ла Кастелан: даже при том, что я хочу возвратиться, это трудно по многим причинам. '
История семейства Зидан началась, когда Смаил оставил деревню семейства Taguemoune в Алжире, прибыл сначала в Париж и, подобно многим из его соотечественников, поселился в районе Barbеs, и Сен-Дени (теперь там находиться красавец стадион «Стад де Франс» - место самого большого триумфа Зидана, когда он вдохновил Францию к победе 3-0 над Бразилией в 1998 году на Кубке Мира). У Смаила был небольшая работа, совсем мало денег и семья. Вскоре они переехали в Марсель, который был и культурно и географически ближе к родной стране.
По прибытии в Марсель в середине 1960-ых Смаил стал работать кладовщиком, порой в ночную смену. Но он был внимательным отцом и беспокоился, когда его сын часто видел кошмары, если ’Папа’ был далеко. Он помнит Зинедина как ’нежного маленького мальчика’, но и достаточно энергичного, чтобы разбить мячом в квартире люстру. Зинедин Зидан говорит о своем отце с уважением и восхищением. «Он всегда наставлял меня и моих братьев. Именно мой отец учил нас, что иммигрант должен работать вдвое больше, что он никогда не должен сдаваться. '
О своей собственной семье Зидан также говорит с гордостью. 29 мая 1994 года в Бордо он женился на Вероник Фернандес Лентиско, у которой испанские корни. Они познакомились в Каннах, в 1989 году. Теперь у них 4 сына. ’Все они - хорошие футболисты. Я был бы счастлив если бы они играли в футбол. Но для этого с самого начала они должны упорно трудиться. '
Смаил не смотрел финал Чемпионата Мира-98 - он в то время заботился о сыне Зинедина - Луке, который родился за месяц до соревнований - но он был доволен тем, что Язид стал чемпионом. Все что он сказал сыну после победы было - "Молодец". Но для Зинедина это была высшая похвала. ’Это была большая радость для всех нас, ' говорит Зидан, вспоминая чувство патриотизма, окутавшее Францию после матча. ’Мы были для всех всего лишь семьей иммигрантов , но после Чемпионата Мира нас стали уважать все французы, независимо от положения в обществе. ’ Зиданомания начала набирать обороты. Появлялись эмблемы, надписи на стенах и песни (реперские) 'Zizou Prеsident’, и алжирский флаг развевался рядом с трехцветным, французским на Елисейских полях. Эйфория длилась недолго. Через несколько дней после известной победы Жан-Мари Ле Пен, лидер национального Фронта, рычал в прессе о расовом происхождении команды Франции, при этом все же он не мог не похвалить Зидана, но похвала была слаба: ’Зидан - сын французского Алжира’. Его комментарий был тщательно спланирован. Термин 'французский Алжир’ не мог не вызвать реакции: это неизбежно указывало на то, что Алжир - всего лишь бывшее колониальное государство, которое только в 1962 после длинной и зверской войны стало независимым. Также отмечалось и то, что как 'сын французского Алжира ' Зидан был или никчемным кабилом или предателем страны его отца.
После этого семья Зидан получила еще больший психологический удар - один из прихвостней Ле Пена заявил, что Зидан если и приемлем для французов, то только потому, что его отец был harki. Это арабское слово обозначает Алжирцев, которые боролись на стороне французов во время алжирской войны и впоследствии бежали во Францию. Harkis - забытые жертвы колониальной войны, ненавистные алжирцам и презираемые французами. Оскорбление было рассчитано на людей из кварталов типа Ла Кастелана. Одним из следствий этой клеветы стал товарищеский матч между Францией и Алжиром на Стад Де Франс в октябре 2001. Как оказалось, это было одной из нелегких сторон карьеры Зидана. Матч назвали историческим моментом согласия двух наций, которые долгое время открыто враждовали и после обретения Алжиром независимости еще не проводили подобного мероприятия.
Действительность была гротеском. Совсем еще недавно (за месяц до этого) упали 2 башни Торгового Центра в Нью-Йорке. Терроризм, казалось, набирал обороты. Незадолго до матча Зидан получил смертельные угрозы. В течение игры он улыбался, но теперь говорит, что был сильно возмущен эмблемами ’Zidane-Harki’. Матч было остановлен после того, как во втором тайме на поле выбежали агрессивные алжирские фанаты, которые вместе с молодыми французскими Арабами пели в поддержку Бен Ладена и против французского государства… Ответ Зидана этому фиаско должен был наконец нарушить его общественную тишину о его отце. ’Я говорю это в первый и в последний раз: мой отец - не harki, ' заявил он в прессе. ’Мой отец - алжирец, он гордится, и я горд, что мой отец алжирец. Мой отец никогда не воевал против своей страны.'
Еще на заре своей карьеры Зидан обмолвился: «Если бы кто-то сказал, что хочет быть похожим на Зидана, я бы был счастлив». Прошли годы и теперь Зизу может считать себя самым счастливым человеком на Земле - он кумир миллионов болельщиков. Теперь на главной набережной его родного Марселя каждый турист считает должным сфотографироваться возле его плаката на всю стену на набережной Канабьер.
Как публичная фигура, Зидан участвует в благотворительных акциях. Так, например, однажды с аукциона продали за 39 800 евро его джип марки Ford Expedition. Деньги были направлены в ассоциацию, которая борется с лейкодистрофией у детей. Кроме того, через газету l’Equipe футболист выступил с инициативой проведения матча в помощь жертвам землетрясения в Алжире, откуда родом его родители. Матч состоялся в октябре 2003 года.
Как-то болельщики попросили Зидана оценить себя по десятибальной шкале. Вот что из этого вышло:
1) футболист - 7 баллов;
2) муж - 7 баллов;
3) сын - 9 баллов;
4) отец - 10 баллов.
Зинедин терпеть не может готовить: «Максимум, на что я способен, это сварить яйцо. А вот моя жена Вероника прекрасно научилась готовить блюда алжирской кухни». Он не скрывает своей приверженности к итальянской кухне, но одновременно восхищается и испанскими блюдами.
Зизу любит отхыхать у моря, ходить под парусом у берегов Греции и Турции. Внимательно следит за собой - рано ложится спать, не ест что попало, каждый день выпивает 4 литра воды, отдыхает. Но валяться в постели Зидан не любит. «Футболист не должен быть ленивым». Из других видов спорта ему больше всего нравятся теннис, Формула 1 и дзюдо. Завершить рассказ хотелось бы словами главного героя: «Я знаю, что ожидать, и представляю славу, которую переживаю сегодня. Но я не буду жить так всегда. В жизни всегда наступает время, когда хочется сконцентрировать свое внимание на тех, кого ты любишь, и перестать думать о карьере. Я хочу заполнить свой опыт до предела. Но когда придет то время, я выберу для занятия нечто другое».