"Самую поэтическую миниатюру Хиллард создал в год гибели Непобедимой армады. В узкий овал вписана фигура высокого, стройного молодого щеголя с маленькой головой, вьющимися волосами, карими глазами и светлыми усиками. Но что за причуда – велеть художнику изобразить себя во весь рост, будто миниатюра это парадный портрет? Не извращение ли это самой миниатюры, в которой каждый дюйм пергамента цениться на вес золота? Да и одет этот кавалер в плащ, небрежно перекинутый через плечо, не для дворца, а для прогулки. Пребывая в полном одиночестве ,он прислонился к дереву, скрестив ноги, наклонив голову и глядя перед собой мечтательно - невидящим взглядом. Мы не уйдем далеко от истины, если предположим, что главной причиной, побудившей молодого человека заказать Хиллиарду такой странный портрет, была красота его ног. Уж очень ему хотелось ,чтобы адресат портрета оценил по достоинству их стройность. Над головой юноши читаем: Dat poenas laudata fides – Достохвальная верность уязвляет самое себя. Стало быть, вторая причина – желание напомнить кому-то, что он погружен в черную как его плащ, «рыцарскую меланхолию». Представить это состояние обычным способом – в погрудном изображении, с лицом опирающимся на ладонь, - значило бы приравнять себя ко всем другим страдальцам любовного недуга. Но, видно не таков был этот молодой человек, чтобы вкладывать свое чувство в готовую форму изобразительной риторики. В погрудном портрете пропали бы его прекрасные ноги, и изысканность костюма… Кроме того, - и это третья причина необычности любовного послания – в погрудном портрете было бы почти невозможно показать, где, собственно, находиться наш молодой человек. А находиться он там, где мечтает находиться с предметом своей страсти, - в Саду Любви. Какая жестокая судьба – томиться в одиночестве в райском уголке, предназначенном для счастья! – взывает портрет к той, чьё сердце – лед. Но на чем основывается надежда влюблённого, что его одиночество не окажется вечным? На том что его пассия и есть хозяйка этого сада. Теперь можно раскрыть имена. Адресат портрета – королева Елизавета. А влюбленный страдалец, скорее всего граф Роберт Девере, второй граф Эссекс, пасынок графа Роберта Лейстера. Под томной маской меланхолии трудно угадать ближайшего друга сера Филиппа Сидни, с которым этот юнец девятнадцати лет от роду, сражаясь в Нидерландах против испанцев, участвовал в отчаянной атаке пятисот английских кавалеристов на трехтысячный испанский отряд, в которой героический энтузиаст сэр Филипп был смертельно ранен. Графу Эссексу завещал Сидни свой меч. Ему граф Лейстер поручил после смерти Филиппа командование английской конницей в Нидерландах. «Если вам случится воевать, помните, что лучше сделать более, чем недостаточно, ведь за первыми шагами молодого человека наблюдают особенно пристально. Хорошую репутацию, завоеванную однажды,легко удержать, а исправить первое неблагоприятное впечатление непросто» - вот кодекс чести графа Эссекса. Хиллард не напрасно потрудился над этим заказом: граф станет последним фаворитом королевы. Почему бы не предположить, что не только обаяние его личности, но и красота портрета сыграла в этом свою роль? Жемчужно-белый и черный, сталкиваясь друг с другом, сплетаются изысканным орнаментальным доспехом. Листья роз и шиповника
| |