Вчера имела счастие лицезреть Евровидение-2007... Конечно, есть надежда, что финал будет лучше полуфинала, но как-то уже не верится в это...
Вообще, можно этот конкурс (воздержусь от всякого рода эпитетов) уже не смотреть. Из года в год одно и то же.Вот категории граждан, выступающих на этом мероприятиии:
1. Пенсионеры.
Их выступление предваряется словами о том, что "этот исполнитель приезжает на Евровидение уже в 16 раз, впервые показался здесь аж в 1983 году, занял 18 место и в последующие годы выше не поднимался. НО!!! Он все равно верит в свою победу, поэтому приехал сюда с кавер-версией своейц первой песни столетней давности". Нет, замечательно, такому оптимизму можно только завидовать - да, мне уже 558, но я еще ого-го-го! Я еще пою, танцую и... и...и... В общем, дай бог, чтоюы вставная челюсть ненароком не выпала...Только конкурс-то молодых исполнителей...
2. Последние романтики
одна-две штуки есть всегда. Обычно юноша или дяденька, лишенный всякого гламурного лоска, зато с большим и пламенным сердцем. В комплекте, как правило, есть пианино или гитата, реже - скрипка. Песни, что ни глянь, все о чистой и светлой любви. Года два назад был замечательный норвежец, спевший совершенно выбивающуюся из общего набора балладу и не получивший НИ ОДНОГО голоса. Видимо, романтика нынче не в цене...
На этом конкурсе - милый исландец, а-ля привет 80-м. песня, в общем-то заурядная, зато такая ностальгия по Скорпионс и Ганс-н-Роузес...Сразу вспоминается школьная дискотека, айм стилл лавин ю, первый поцелуй... И неизвестно, будет ли здесь хоть один голос.
3. Шуты
Приезжают не для того, чтобы победить, как видимо, а чтобы вволю поерничать и дать пощечину общественному вкусу своими анти-глянцевыми нарядами и текстами, будто написанными левой ногой. В прошлом году это были литовцы с песней "Мы победители Евровидения", в этот - изральитяне со своим антивоенным памфлетом. По-моему, здоровая доля самоиронии никому не помешает.
4. Фрики
Есть разные виды, начиная от прошлогодних Лоорди и заканчивая нынешним трансвеститом в розовом наряде и перьях из Дании, а также диджей БОбо со своим "Вампиры живы!". И, естественно, Сердючка. Уважение вызывают лишь те из них, кто приезжает в первую очередь развлечь публику и к самим себе относится с юмором и даже сарказмом. уверена, что Сердючка если не победит, то в пятерку войдет точно. За фриками - будущее Евровидения. Другой вопрос, что оно с каждым годом напоминает все больше не песеннный конкурс, а травести шоу.
5. Приехавшие за победой
Самая многочисленная категория. Выбирают тщательно песни, придумывают номера, шьют костюмы и усиленно дружат с журналистами. Отстаивают честь родины. Стремятся бороться до последнего. Честное слово, ощущение такое, что их отправляют не на евровидение, а на войну.
Уровень у всех разный, что закономерно. При этом у всех просматривается априори неразрешимая дихотомия, от степени успешности разрешения которой напрямую зависит результат соревнования. А дихотомия вот в чем. С одной стороны, Евровидение - конкурс европейских исполнителей. Это такая попытка воплошщения голубой мечты о едином европейском пространстве, где стерты границы. Поскольку конкурс музыкальный,судить о том, насколько они стерты, надо по музыке. Поэтому если ты хочешь слыть прогресссивным (и страна твоя, соответственно, тоже), надо быть в это единое пространство интегрированным. А пространство, между тем, унифицированное и стандартизированное, то есть и музыкальный продукт, который ты приводишь, должен быть таким - угнифицированным и стандартизированным. Стирильный среднего пошиба европейский поп. Поэтому часть конкурсантов благополучно засылает туде именно такие песни в исполнении стандартных красивых мальчиков и девочек. По таким песням вряд ли скажешь - Россия это, Великобритания или Швеция. Там национального уже ничего не осталось. Ни колорита, ни менталитета.
И если, собственно, удается такой качественный унифицированный продукт сделать, успех ему обеспечен. Вот Билан занял второе место именно с такой песней - так теперь у Колдуна почти такая же. Черт по ней разберешь, белорус он или кто...
Но, с другой стороны, в качестве альтернативы этому пути, есть втораая дорога. По ней идут те, кто стандартизированный европейский продукт делать не умеют или не хотят. Они эксплуатируют свои национальные особенности. Поют под этническую музыку чуть ли не народные песни, как правило, на родном языке, сопровождая все это национальными танцами в национальных костюмах. Здесь главное - выдержать единую линию: раз взяли этнику, так пусть это и будет этника в чистом виде. Только получается подобное совсем не у многих. Я могу припомнить только молдаван Здоб-ши-Здуб с песней "бабушка бьет в барабан" и потрясающе красивую (до сих пор думаю, что эта лучшая песня за всю историю евровидения)балладу "Лейла", представленную в прошлом году Боснией и Герцеговиной. выше 4-5 места такие творения не поднимаются, но приятные впечатления оставляют.
Короче, два указанных варианта мне кажутся самыми перспективными, но только в чистом виде каждый. А на Евровидении практически все начинают их смешивать. И получается, по-моему, жутко. Вот вчера вышла на сцену грузинская девушка с красивым сильным голосом. Шикарное алое платье, прическа кинодивы 50-х годов, шпильки - и какие-то неуместные товарищи, танцующие лезгинку на заднем фоне...И эти вкрапления грузинской аутентичной музыки... Где тут, скажите мне, цельный образ?! И таких примеров - десятки. Это идиотская практика "и нашим, и вашим" делает из конкурса концерт самодеятельности. Мы, мол, и в европу хотим, так что вот вам что-то вроде "европейского звучания", и родину не зыбываем - вот вам "национальный колорит".
В общем, финал еще впереди, так что посмотрим, кто победит. А точнее - что...