Пелевина не нашла, придется своими словами.
Итак, начнем аб ово – то есть, как говориться, «от яйца», или проще – с самого начала.
Что будет началом в нашем случае? Думаю, логично будет обратиться к самому понятию, вынесенному в заголовок данного раздела. Слово «гламур» здесь встречается в каждой строчке, но что оно значит, понятно немногим избранным. Или же, что очевидно, понимается каждым по-своему. Так что, дабы избежать соблазна и не допустить порочной халатности в обращении с научными, не побоюсь этого громкого слова, терминами, предлагаю обратиться к дословному переводу слова «гламур» с басурманского наречия.
А перевод этот способен удивить многих, потому как дословно обозначает не что иное как «обаяние», «очарование» и «романтический ореол» (а в глагольной форме – «очаровывать», «околдовывать» и «пленять»).
Но кто нынче понимает «гламур» в его истинном значении? Очевидно, что это истинное значение сегодня утрачено. Осталась форма, но вот содержание не сохранилось. Более того, форма (то есть само слово) стало обозначать нечто совершенно иное, эту пресловутую реальность искажая и маскируя. И сия замечательная мысль выводит нас напрямую к интеллектуальным построениям господина Бодрийяра, который справедливо выделил 4 стадии существования символов (а «гламур», будучи словом, таким символом несомненно, является):
1. На первой стадии символ (слово) служит отражением базовой реальности;
2. На второй стадии символы маскируют и извращают базовую реальность, хотя еще связаны с конкретными материальными объектами;
3. На третьей стадии символы маскируют отсутствие всякой базовой реальности;
4. И, наконец, на четвертой стадии, характеризующей состояние современного мира, функционируют символы, не имеющие никакого отношения к какой бы то ни было реальности. Они являются порождением самих себя, то есть «чистыми симулякрами».
Отсюда вывод: гламур сегодня - это один из таких «чистых симулякров», утративших связь с реальностью и существующих за счет воспроизведения самого себя. «Романтический ореол», который изначально является атрибутом некого объекта, отделяется от него и становится объектом сам. Или, точнее, претендует на звание «объекта», будучи формой без содержания.
Теперь вы спросите, причем же здесь дискурс? И здесь опять мы обратимся к философии ХХ века. Одним из ее самых прогрессивных направлений стала социолингвистика, в рамках которой отчетливо звучала идея о том, что язык не просто фиксирует опыт того или иного общества, но является тождественным всей социальной организации человеческого бытия (на этом положении, в частности, строится этнометодология Гарфинкеля). Отсюда вытекает закономерное умозаключение: по большому счету, не столько человек создает язык, сколько язык создает человека, формируя его социальное «Я» и программируя всю его деятельность. Значит, слово (которое есть символ) конструирует реальность как таковую, а потому дискурс (то есть, собственно, речь) и есть наше бытие.
И что мы имеем? Гламур, во-первых, функционирует в дискурсивной реальности, где реальность как таковая – всего лишь слова, за которыми уже нет «базовых объектов», и, во-вторых, эту дискурсивную реальность порождает. Таким образом, наша реальность не просто «дискурс», но особый его вид – «дискурс гламурный». А поскольку дискурс есть реальность вроде как иллюзорная, да и гламур в первоначальном своем значении – тоже «ореол», то есть тот же самый «обман зрения», «дискурс гламурный» - это иллюзия, помноженная на иллюзию, это симуляция реальности, которая сама по себе – тоже симуляция.
Так, пресловутый гламур существует до тех пор, пока мы о нем говорим. Гламур – оболочка дискурса, из которой последний вытягивает все соки и без которого, собственно, невозможен. А дискурс – содержание гламура, та его внутренность, из которой гламур точно так же вырождается снова и снова.
Таков краткий курс теории «гламурного дискурса», расширенного варианта пелевинских интеллектуальных экзерсисов, дополненного и доработанного Начальником Дискурса и «главной по гламуру в Питере».
Главное, помните – все вышесказанное есть «чистый симулякр», но это не дает право удалять этот пост.