Откровения Чави и Иньесты для El PaisОни оба были еще детьми, когда поступили в Ла Масию и были всего лишь подростками во время своего дебюта за первую команду «Барселоны», но Чави Эрнандес и Андрес Иньеста боролись за свою мечту и полностью достигли ее. С ФК «Барселона» они выиграли всё, что только может выиграть футболист топ уровня, и вместе с национальной сборной Испании вошли в элитный клуб игроков, выиграв Кубок Мира – и кое-что еще: уважение окружающих, как профессионалов, так и любителей.
Они оба были в Цюрихе в понедельник [10 января 2011] в качестве финалистов Золотого Мяча FIFA вместе с будущим победителем, их другом и одноклубником, Лионелем Месси. Все они знают, что путь в Цюрих был сложным, но при этом не забывают, что никогда не шли по нему в одиночку. В этом продолжительном дружеском совместном интервью, которое началось в четверг [7 января 2011] в «Сiudad deportiva de Joan Gamper» и закончилось в воскресенье [10 января 2011] в Цюрихе, двое друзей говорили обо всем, включая неизвестных героев, которые помогли им достичь того, чего они достигли сегодня: вершины футбольного мира. Вместе с Лео Месси они - уникальный и характерный продукт кажущегося неисчерпаемым запаса талантов «Барселоны». Они также представляли целое поколение испанских игроков, которые к 2010 году были признаны лучшими в мире.
El Pais. Вы оба настаиваете, что эта награда для «Барсы», а не для вас троих?
Чави. Да, это правда. Это награда за философию, созданной «Барсой», мы ученики этой школы и гордимся этими моментами нашей жизни. Хоть номинированы мы втроем, за этой наградой стоит множество людей, которые работают и уже поработали над тем, чтобы воплотить это понимание игры. Тренеры, тренеры по физподготовке…
Иньеста. Эта награда для всех, для наших товарищей по команде, для людей, которые помогли нам вырасти, которые кормили нас, для наших товарищей, для тренеров, которые у нас были…
Чави. Вот только на днях я думал: у меня были Асенси, Нико Миленкович, Вила в течение пяти лет, Гонсальво, Бенайхес… Они столькому научили меня! Больше времени я провел с Вилой. Однажды он сказал мне, что многие игроки зарабатывают себе на жизнь в Примере, но играть за «Барсу» – это совсем другое. Вила научил меня переходить на игру в длинный пас, потому что я играл только в короткий. Помню, мы тренировали контроль мяча, когда он сказал нам: «Увидите, когда попадете в Примеру, у вас не будет времени думать». В первый же день, когда я тренировался со старшими, я вспомнил его. Как он был прав!
Иньеста. Все должно быть думают: как так может быть, что все они играют одинаково? Нас так научили! И как футболистов, и как личностей. Конечно, каждый приходит с теми характерными чертами, с которыми он родился, но в «Барсе» тебе помогают усовершенствовать их. Если ты не совершенствуешься каждый день, те, кто приходят извне или из-за твоей спины, теснят тебя. Это большая ценность, единая манера игры, но затем следует много работы по обучению. Как интерпретировать игру, понимать, куда нужно отдать пас… Меня тренировали Урсисинио Лопес, Педраса, Рохо, Коста, Аломар Гонсалво… Они сделали меня тем, кто я есть сейчас. Но я также никогда не забываю людей из Ла Масии – поваров, которые всегда присматривали за мной… Есть столько людей, которые прилагали усилия, чтобы мы сегодня могли быть здесь!
Чави. В детстве у каждого своя уникальная манера игры, и тебе помогают вложить в нее смысл. Иногда мне кажется, что мы всё ещё играем так же как играли, когда были детьми. На площади Прогрес [Терраса, Испания], где я играл будучи ребенком, я проделывал те же самые вещи, что делаю сейчас, но если бы мне не помогли, я бы не смог делать их на Мундиале. На площади я играл в стенку с деревьями!
Иньеста. С деревьями?
Чави. Да, проблема только в том, что проклятые деревья не всегда возвращали мне пас… (смеются). И поэтому эта награда – награда философии Клуба и всем тем, кто сделал ее возможной, начиная с Кройфа. 30 лет мы хотели играть так. Футбол эволюционировал благодаря домашнему тренеру, и теперь мы пожинаем плоды. Это Золотой Мяч этой философии. Это награда идее. Мы – дети системы, философии. Второй раз в истории все трое первых претендентов из одной команды. Ранее эту награду уже дали «Милану» Сакки, теперь ее вручат «Барсе» Гвардиолы.
Иньеста. Я почти не помню ту команду, только то, что я видел по телевизору…
Чави. Я помню 5-0 в Мадриде [Лига Чемпионов УЕФА 19/04/1989]. Они мне понравились еще в детстве. То была мегакоманда. Настоящая сила! Гуллит, ванн Бастен, Райкаард: они были мощными, но в то же время очень техничными. Мне нравились Донадони, Анчелотти, Барези. Его [Золотой Мяч] отдали трем голландцам, а сейчас назвали нас, равно как могли назвать Пуйоля, Пике, Педро… Я безумно рад, что мы втроем из «Барсы» на подиуме.
Иньеста. По правде сказать, критерии выбора лучшего не очень ясны. Лучший в мире – Лео. Никто с ним сравниться не может, чего уж там. На данный момент он лучший.
Чави. Он просто потрясающий. Раньше четверо из десяти [игроков команды соперника] выходили, чтобы остановить его, сейчас же он в прекрасной форме, и ничто не может его остановить. Он забивает голы, помогает остальным…
Иньеста. Он играет лучше с каждым разом.
Чави. Пеп многое сделал для этого, для Лео и всех остальных. У него есть всё, чтобы быть лучшим, но он знает, как достичь этого, и в этом большая заслуга Пепа. Эта награда просто несправедливая. Она базируется на равном праве голоса и для стран вроде Сенегала или Фиджи, и для Франции, Англии или Германии. Информация, которую они получают, неодинакова. Так что, не знаю, всё очень относительно. Недавно я видел отчет о том, у кого нет Золотого Мяча, и оценил уровень [выбора]. У Барези его нет!
Иньеста. Это правда… всё это слишком относительно. Единственное, что точно, так это то, что лучшим должен быть Лео. Индивидуальная награда в командном спорте всегда несправедлива. Их стоило бы вручать в соответствии с игровой позицией. Я счастлив… А ты? Твой вклад огромен. Ты продемонстрировал это на протяжении 550 матчей за «Барсу». Это впечатляет. И вопрос даже не в том, сколько ты отыграл, а в том, на каком уровне ты провел эти игры. Не могли бы они дать нам три премии?
Чави. Ага, просто поменьше.
Иньеста. Нет, ну, правда. Мы здесь потому, что играем в «Барсе» и выиграли Чемпионат мира с Испанией…
Чави. Год Кубка Мира очевидно многое значит. И ты отыграл на потрясающем уровне, и забивал голы… Тот, в финале, ты заколотил его, на интуиции. Тогда я знал, что ты играл хорошо, потому что я знаю, ты так играешь, когда играешь в удовольствие. Но ты был везде… Потом, я посмотрел по телевизору, ты знаешь, как ты играл в тот день? Ты боролся за мяч в центре поля, ты был везде. Ты ни одного паса не потерял.
Иньеста. Нам было комфортно. Нет, это очевидно. Помню, ты сказал мне: «Ты заслужил этот гол».
Чави. У тебя были тяжелые времена. Такие, о которых знает только сам человек. Сейчас ты оборачиваешься назад, смотришь, и видишь там столько хорошего… Но я помню напряженные и тяжелые моменты. И у тебя были такие, когда ты был травмирован. Но ты преодолел их. И мы победили. Победа всё искупает. И тот гол… Ты забил гол в финале Чемпионата мира. Но это ведь не только из-за него, но и благодаря Икеру …
Иньеста. Ну… его мог забить любой.
Чави. Но забил ведь ты!
Иньеста. Это да, как все могли увидеть, его забил я.
Чави. Да (смеется). С решающим голом в финале Мундиаля такая штука выходит: его мог забить даже ты (смотрит на журналиста и смеется). Но я знаю только одного забившего, и это ты.
Иньеста. И это тоже нечестно. Награждают всегда тех, кто забивает голы, форвардов. Очень редко награду давали вратарям, насколько я знаю, только однажды [Яшину в 1963]. А на Чемпионате мира Икер был просто исключительным. И дело ещё в том, что нам посчастливилось встретиться с Пепом в «Барселоне», с Луисом [Арагонесом] и Дель Боске в национальной команде.
Чави. Да, это правда. Люди видят только голы, форвардов. Только очень немногие по-настоящему разбираются и понимают. Например, Серхио [Бускетса] не ценят за всё то, на что он способен. Это он раздавал пасы. И дель Боске знал это, потому что он любит эту игру. Да, он где-то там, не финтит, почти никогда не забивает голов, не делает проходов… Но посмотрите, как он играет! Я бы хотел посмотреть, кто играет один на один, работает на поле… Бускетс делает всё это очень хорошо. Он – сущность «Барсы», потому что усердно работает и имеет высокий класс. Ему нет дела до того, что его перекрывают, он первый, кто отдает тебе пас, и ты думаешь: как он увидел меня? Это просто невозможно!
Иньеста. Буси всегда так здорово читает игру, что я не могу поверить, как ему удается заметить движение так рано.
Чави. Да, это так. Немногие умеют читать игру так, как он. Но что касается тебя… Ты играешь на команду, коллективно, не теряешь мяч, добавляешь игре динамики. Принимаешь мяч накоротке и вдруг бац! Рвешь с места, сбиваешь их с ритма, и приводишь нас в штрафную или отдаешь решающий пас.
Иньеста. Ну конечно, ты же пасы никогда не отдаешь.
Чави. (Хохочет) Вот осел! Нет, серьезно. Футбол совсем как шахматы: ешь пешек или тебе не удастся достичь выгодной позиции. Ну, или накручивай троих одним движением, как делает Лео. Я немного поворачиваюсь, контролируя мяч, а ты, ты отдаешь прямой пас и мы уже в штрафной. Правда, моих заслуг там нет. Вы сталкиваетесь с ними лицом к лицу и идете на них! Я только выбираю и пользуюсь вами, но без вас нет паса. Вы всегда находите выход.
Иньеста. Это означает делать то, что ты должен делать. Но это вопрос ответственности.
Чави. Я знаю, что не могу потерять мяч. Потому что я знаю, что если у моей команды нет мяча, я не играю. Если я мяч теряю, я страдаю. Мне его забивают. И я много мячей потерял! Я до сих пор помню тот, который я отдал Зидану, в Лиге Чемпионов. Дело закончилось голом, Рауль забил его в верхний угол. Это ответственность - делать свою работу хорошо. Мне случалось ошибаться, но есть такие, которые не обращают на это внимания, а я не такой. Для меня, если я играю, я хочу, чтобы люди говорили, что я отыграл хорошо. Ты никогда не устаешь играть хорошо, потому что выигрываешь.
Иньеста. Это правда. Бывают дни, когда уходишь, а люди тебе говорят, поздравляя: «Как вы хорошо играли!», но я пропустил два паса, и на уме только они… Это ответственность никогда не ошибаться…
Чави. Ты перфекционист. Всегда хочешь совершенствоваться, улучшать что-то в себе. Это мы умеем с детства. Нужно делать всё хорошо на 100%.
Иньеста. И вот поэтому, пока весь мир думает, что всё было сделано отлично, ты уходишь домой с этими двумя отвратительными пасами. И всё спрашиваешь себя: «Как так вышло?»
El Pais. Вы очень мало разговариваете на поле или это кажется?
Чави. На самом деле мы разговариваем… хоть и не очень много. На днях вот ты сказал мне: «Отдай мне его на ход, и так мы выскочим на них». Зависит от дня. Мы провели много лет вместе, и очень хорошо понимаем друг друга. Ты – мой лучший друг, который у меня есть на поле. Ты и Месси. Он знает, что когда мяч у меня, и когда он у него, я должен отдать ему на ход. Нам почти не нужно говорить.
Иньеста. Единственно что, мы должны учитывать, о каком матче идёт речь. Бывают дни, когда мы делаем пасы, повинуясь собственному инстинкту.
Чави. Против Мадрида, например. Да, иногда нам не нужно говорить друг с другом, мы полагаемся на самих себя.
Иньеста. Но не только в матчах. У меня ощущение, будто я наслаждаюсь какой-то дикостью. Бывают тренировки, когда я ухожу домой счастливым, наслаждаясь максимумом футбола. Мне хочется выйти на поле, бегать, прессинговать, чтобы у нас был мяч. Я делаю это до тех пор, пока больше уже не могу. Так будет не всегда, и я думаю наслаждаться этим до тех пор, пока меня не выгонят.
Чави. Мы много страдали. Малыши не годились, а теперь... Победы всё меняют. Раньше мог играть только один физически маленький игрок, а теперь, когда играют четверо, стало лучше. Вилья, Месси, Педро… Передняя пятёрка «Барсы» даже не превосходит 1,7 метра. Я очень рад, что нашлись люди, которые приняли решение поставить нас играть вместе. Вместе мы сделали настоящую революцию малышей.
Иньеста. Евро нам очень помогло. Мы боролись против этого… против того, что мы не могли играть вместе. С тех пор больше никто ничего не говорил.
Чави. К счастью, талант превосходит физику. Если нет, то это не футбол. Плохо, когда побеждает физика. Это не доставляет радости публике. Да, ты можешь побеждать, но люди «Барселоны» хотят шоу, развлечения. И развлекаются и они, и мы. Для меня огромная честь, знать, что мы втроём [номинанты на Золотой Мяч] представляем одну команду, как было с «Миланом». Это самое главное. Потому что когда я смотрю в список, я думаю: «Как я здесь оказался?». Но думаю, «Барса» этого заслуживает.
Иньеста. Премию, которую они нам вручили, они вручили для всех: они отдали ее «Барсе». Посмотрите на команду года [по версии FIFA], больше половины ее игроков из «Барсы». И те, которые не из «Барсы», смотрелись бы в ней прекрасно. Уже просто быть на этой фотографии – достаточно хорошо для меня.
Чави. Скажи мне кто-то такое десять лет назад, я бы не поверил. Это просто немыслимо. То, что с нами происходит – это чудесно. Мне повезло играть с самыми лучшими. Так что я просто смогу сказать, что был в Цюрихе в тот день, когда «Барсе» вручили Золотой Мяч.
Источник:
www.elpais.com