Статью свою нашла, в 2005 году для нашего сайта писала, потом ее вирус стрескал
Вот, про нас с фиалками
История одной войны
Бои в небе над Флоренцией.
На Флоренцию опускался такой же как и всегда чуть сиреневатый закат, когда по городу пронеслась сенсация: символ местного футбольного клуба "Фиорентины" Роберто Баджо, считавшийся одним из самых талантливых игроков своего времени, покидал столицу Тосканы, чтобы продолжить свою карьеру в Турине, выступая за "Ювентус".
Новость породила огромный резонанс, именно в день ухода Баджо из состава "фиалок" "Ювентус" нажил себе еще одного, очень опасного и непримиримого врага. Тогда никто еще не знал, что пройдет несколько лет, и именно "Фиорентина" станет для туринцев олицетворением итальянского футбольного Юга: наводящим ужас, порождающим ненависть, но и внушающим уважение.
Переход Баджо, как и любое значительное спортивное событие, можно расценивать как с отрицательной, так и с положительной точек зрения. С отрицательной, потому что именно он стал поводом для долгой войны между двумя итальянскими городами, футбольной войны, в которой, однако, находилось место и человеческой крови. С другой же стороны, именно переход Баджо породил целую вереницу потрясающих, захватывающих, великолепных матчей между "Фиорентиной" и "Ювентусом".
В чем корень уважения северного гранда, одного из самых титулованных клубов мира, к, в общем-то, обычной провинциальной итальянской команде? Почему "Юве" склоняет свою царственную, увенчанную звездами голову именно перед флорентийцами? Думается, что причиной подобного отношения стало то, что только тосканский клуб всегда мог подкрепить свою словесную ненависть к Северу и "Ювентусу" как его лицу игрой.
С момента того судьбоносного трансфера прошло уже почти шестнадцать лет, а огонь, разгоревшийся тогда между Турином и Флоренцией, не угасает. Особенно жарким он становится в те дни, когда "Старая Синьора" наведывается в гости на флорентийский стадион Артемио Франки. На те полтора часа, что длится матч, весь город как будто перестает жить своей жизнью и начинает буквально дышать только одним этим противостоянием, которое уже давно не воспринимается никем как обычное календарное сражение в рамках серии А. Эта игра ежегодно стоит где-то выше добра и зла, выше желания выиграть очередное Скудетто, выше мыслей о турнирном положении и объективном раскладе сил на текущий день.
Да, туринскому Делле Альпи тоже доводилось становиться ареной для противостояния этих команд, и в истории Северного города даже случались матчи "Фиорентины" и "Ювентуса", достойные эпитета "великий". К примеру, любой болельщик "Юве" легко вспомнит игру сезона 1994/95, когда туринцы еще даже не на исходе первой половины встречи горели на своем поле 2:0, именно тогда команда Липпи продемонстрировала свой сумасшедший несгибаемый, характер, сумев в итоге победить, благодаря голам капитана "Старой Синьоры" Джанлуки Виалли и голу-шедевру Алекса Дель Пьеро, забитому, когда до финального свистка оставались уже считанные секунды.
Но все же основным местом для сражений стал именно Артемио Франки. Это там "Ювентус" разгромил соперника со счетом 4:1 по ходу все того же сезона 1994/95, это там "Фиорентина" отомстила в сезоне 1997/98, обыграв туринцев 3:0. Все там же уже, казалось, умирающие, изо всех сил хватавшие последние глотки воздуха перед банкротством "фиалки" дали "Ювентусу" бой в сезоне 2001/02. Победить тогда не удалось, но флорентийцы сохранили своему клубу достойное лицо, сыграв 1:1 и так и уйдя из серии А, непобежденными Северным грандом.
А летом 2002 года "Фиорентины" не стало. Тогда еще не был принят закон о том, что обанкротившиеся команды имеют право выплачивать свои долги в течение десяти лет, который сейчас сохраняет жизнь в серии А сразу нескольких клубам-банкротам. За долги у команды отобрали все: имя, титулы, право защищать честь и гордость, быть может, самого футбольного города Италии.
Однако прошло не так много времени, и во Флоренции как добрый волшебник появился господин Делла Валле, который немедленно начал вкладывать в команду деньги. Он выкупил ей титулы и старое название, отстаивать же свою честь игрокам предстояло самим. Сейчас многие говорят, что "Фиорентине" несказанно повезло с тем, что было принято решение о расширении серии А, позволившее главной команде Тосканы вернуться в первый дивизион итальянского чемпионата очень быстро, но думается, что просто для этого возвращения у "фиалок" был очень мощный стимул. Больная футболом Флоренция невероятно хотела играть, наверняка многие флорентийцы с нетерпением ждали, когда можно будет вновь начать портить кровь "Ювентусу", который, тем временем, решал совсем иные задачи.
Они вернулись в 2004 году. По возвращении они получили подарок даже от своего самого принципиального врага: "Ювентус" отдал в аренду "Фиорентине" трех прекрасных игроков. Изменить психологию Джорджо Кьеллини Флоренции не удалось, а вот Энцо Мареска и Фабрицио Микколи год спустя вернулись в Турин совсем иными людьми, которые чисто психологически не могли более защищать ставшие им за один только сезон ненавистными черно-белые цвета.
Первый год по возвращении из Серии В "Фиорентина", как и водится, провела ни шатко, ни валко, но, тем не менее, когда в гости к ней пожаловал будущий чемпион, собралась и устроила для своей публики настоящий концерт, вновь не позволив туринскому гранду увезти из Флоренции домой что-то большее чем одно очко (игра закончилась со счетом 3:3). Фабио Капелло и его подопечные уезжали из Тосканы в отвратительном настроении, провожаемые насмешливыми улыбками тысяч жителей древнего города.
Настал сезон 2005/06, в него "Фиорентина" вошла во всеоружии, сумев вклиниться в тройку лидеров чемпионата. Но 4 декабря 2005 года для жителей прекрасного тосканского города все эти выкладки отошли на второй план, "фиалки" вновь принимали "Юве"… Я не буду описывать перипетии этого матча, его невозможно донести словами, как и красоту Флоренции, если ты не видел ее воочию. Из этой игры стало ясно одно: встречи этих двух команд все так же остаются вне времени, вне чемпионата, вне турнирной таблицы. Игроки "Ювентуса" после финального свистка радовались так, как будто только что выиграли какой-то очень значительный трофей, футболисты "Фиорентины" понуро брели в раздевалку, легенда "фиалок" Габриэль Батистута уходил со стадиона со столь подавленным видом, как будто он тоже был ТАМ, на поле, среди своих, как будто он тоже горел в этом огне. Кто знает, какие мысли посещали его гениальную голову в эти минуты? Ведь кому, как ни ему, человеку, которому Флоренция поставила памятник за верность клубу, не знать, что это такое: "Фиорентина" – "Ювентус".
А над Флоренцией тем временем занимался все такой же прекрасный, сиреневатый, каким он бывает только здесь закат. И этот закат обещал нам всем, что совсем скоро наступит новый прекрасный день, гости из Турина, которых флорентийцы ненавидят, но без которых уже не могут жить, приедут вновь, а значит вновь будет игра, вновь будет пылать над стадионом Артемио Франки сиреневое пламя, сливаясь с этим потрясающим закатом. Обратный отсчет пошел…