Человек, увековечивший Ювентус. Клубный фотограф Сальваторе Джильо отдал 40 лет жизни команде Аньелли

Harry Hole 01.04.2023, 11:09

Ключевые отметки в истории Ювентуса принято делать с сезона 1974/75. Именно тогда команда переросла статус итальянского гранда и превратилась в международную величину. Болельщики помнят приход таких личностей, как Джованни Трапаттони, Мишель Платини, Умберто Аньелли и Гаэтано Ширеа в качестве главных творцов большого клуба. Но в 1976 году произошло еще одно назначение, ставшее легендарным в рамках одной компании и одного клуба - в структуре Ювентуса начал работать никому неизвестный фотограф Джильо. Его объектив видел приход Баджо и Дель Пьеро, последнюю встречу Бониперти и Аньелли, юного Буффона в первой туринской футболке, Виалли с последним для команды Кубком Лиги Чемпионов, объятия Аньелли с юным внуком Джоном Элканном - именно Сальваторе сохранял для фанатов историю клуба на фотографии и создавал с нуля архив клубного музея, коим мы можем его видеть сегодня. В ноябре Сальваторе исполнилось 75 лет и сложно себе представить, насколько тесной может быть связь одного человека и его работы спустя столько времени. И сколько всего этот человек может нам рассказать.

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча Ювентуса.

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

00837c56448ef1a2360cf64c89435ad1-87327-1499370720.jpeg

Виллар-Пероза. Сила Ювентуса и мощь его истории заключена в этом месте.

Для каждого нового футболиста Ювентуса проводится два обязательных ритуала - посещение клубного музея с его трофеями и экскурсия на вилле Аньелли в Виллар-Пероза. И если трофеи Юве должны показать историческую ценность команды и въедливый дух побед, коими здесь дышат даже стены, то вилла Аньелли призвана обозначить сущность связи могущественного клана с самым сокровенным для них активом.

Виллар-Пероза - это небольшая коммуна в регионе Пьемонт с наиболее живописным видом всего Севера Италии. Здесь каждым летом проводится ежегодный традиционный матч между основной командой Ювентуса и молодежью, после чего владельцы держат речь и напутственным словом отправляют игроков в путешествие за очередным трофеем. Именно здесь каждый футболист клуба проникается истинной историей Ювентуса и по-настоящему осознает вес своей новой футболки. Антонио Кабрини с удовольствием вспоминает свой первый день в Виллар-Пероза: «Президент Бониперти вызвал меня в офис для подписания контракта сразу после Бонинсеньи и перед Капуццо, он предпочитал встречаться с нами строго в алфавитном порядке. Уже с порога он попросил меня сесть, показал на фотографию Турина и спросил, знаю ли я, что это. Разумеется, я подтвердил - это Турин. Бониперти меня предупредил, что если мы не займем первого места - мне придется искать в этом городе, где прятаться, потому что для Ювентуса существует лишь победа, второе место - трагедия. Пока я думал над сказанным, перед моим носом уже лежал контракт и ручка. Джампьеро сказал: « Мальчик, подпись здесь», после чего я под огромным впечатлением вышел из его кабинета».

5_66345_immagine_ts673_400.jpeg

Каждый год в Виллар-Пероза рождается новый Ювентус и никто не может заранее предсказать, каким он приедет сюда следующим летом. Алессандро Дель Пьеро именно здесь впервые услышал о том, что его внешний вид совершенно не подходит для представления столь великого клуба и если еще хоть раз он приедет сюда без рубашки и не в галстуке, стороны поспешат попрощаться. Омар Сивори откровенно скучал здесь и постоянно пытался сбежать с летних сборов, но Ренато Чезарини, поймав нерадивого аргентинца при попытке выпрыгнуть из окна, ограничился одной фразой: «Если нужен свободный вечер - просто попроси меня, но никогда не смей позорить эту футболку подобными выходками, особенно здесь».

Столько историй, впечатлений и людей прошло через это место, поэтому вновь прибывшая молодежь всегда получает невероятный прилив эмоций, понимая, что по этим ступеням ходили Ширеа и Кабрини такими же юными напуганными ребятами, и какая карьера затем стояла за их плечами. Но не только футболисты проходили через обязательный ритуал. Молодой фотограф по имени Сальваторе в 1976 году посетил Виллар-Пероза на правах нового штатного сотрудника и здесь ему предстояло запечатлеть на снимках главных творцов Ювентуса, каким мы его знаем теперь. Вместе с ним на виллу прибыл Джанни Аньелли на вертолете, поскольку в этот день планировалась традиционная встреча основной команды и Примаверы. Аньелли столь сильно дорожил этим мероприятием, что даже в своем завещании строго наказал о необходимости проводить его во что бы то ни стало каждый год до тех пор, пока в правлении остается хотя бы один представитель семьи.

35_66326_immagine_ts673_400.jpeg

Тогда день игры выглядел совершенно иначе - это было не закрытое мероприятие, на территории виллы гуляли фанаты, игроки запросто могли сидеть и перекидываться с ними в карты, могли курить не скрываясь, везде виднелись палатки приезжих издалека, а итоговая игра заканчивалась большой вечеринкой для всех присутствующих. Именно Сальваторе Джильо в 2002 году сфотографировал Джанни Аньелли в Виллар-Пероза последний раз, на встрече с Джампьеро Бониперти. Через полгода Адвокат скончался, а Бониперти наотрез отказывался приезжать на виллу, где больше не было его друга.

Сальваторе Джильо обязан этому месту самим фактом своего назначения на должность штатного фотографа. За два года до вышеозначенного приезда для заключения контракта, Сальваторе прибыл в окрестности с оборудованием только для того, чтобы поснимать футболистов. У него был собственный маленький магазинчик в Орбассано с довольно неплохим доходом, поэтому фотография рассматривалась исключительно как хобби. Джильо увидел разминающегося Пьетро Анастази и попросил попозировать для фото. Тот улыбнулся и встал в позу - щелчок и готово. Через несколько лет этот снимок стал призом для победившей команды на ежегодном матче в Виллар-Пероза и долгие месяцы висел в раздевалке на всеобщем обозрении как напоминание о победах и поражениях.

Молодого фотографа Анастази попросил подойти к присутствовавшему рядом в тени деревьев менеджеру и показать сделанные фотографии. Так Джильо нашел свое призвание на следующие сорок лет.

17_66201_immagine_ts673_400.jpeg

Четыре Ювентуса Джильо. Все разные, но памятные.

Неспроста Джильо стремился в Виллар-Пероза - Ювентус был тайной страстью с самого детства. Почему тайной? Сальваторе был с Сицилии и его отец Джузеппе яростно ненавидел Север, Аньелли и Ювентус в частности. Тем комичнее выглядит тот факт, что Джузеппе в итоге переехал в Турин на заработки и перевез спустя несколько лет туда всю свою семью. Тем не менее, еще в Палермо маленький Сальваторе заболел Ювентусом и постоянно писал папе просьбы привезти ему черно-белую футболку, после чего получал знатный нагоняй вместо этой самой футболки. Первой игрой, которую удалось застать вживую, был матч на Стадио Коммунале в Турине, где Ювентус принимал родной для семьи Джильо Палермо. Джузеппе прикрепил логотип Палермо на свою рубашку и на футболку сына, но Сальваторе все время прикрывал его рукой. Матч закончился поражением Юве со счетом 2:4. На обратном пути со стадиона, Сальваторе был тих и безутешен, в то время, как его отец на радостях сперва даже не обращал на это внимания. Увидев слезы сына, Джузеппе поинтересовался причиной столь грустного настроения, на что Сальваторе ответил: «Я - сын Ювентуса». Вечером дома предстоял тяжелый разговор с ремнем и углом.

23_66246_immagine_ts673_400.jpeg

После того, как Джильо назначили клубным фотографом, его отец на протяжении нескольких недель наотрез отказывался разговаривать с сыном. Тем не менее, даже он, по собственному признанию, гордился успехами Сальваторе и собирал из журналов его снимки для собственного альбома. Когда после смерти отца в возрасте 63-х лет Джильо увидел в руках матери этот альбом - слезы было не остановить.

По словам Сальваторе Джильо, за время своей работы он застал четыре Ювентуса. Первым можно назвать эпоху Джанни Аньелли и Джампьеро Бониперти, которые создали атмосферу настоящей семьи в клубе и благодаря которым каждый сотрудник всегда ощущал себя ее частью. В этот промежуток были вытканы первые серьезные победы на международном уровне, а мир благодаря снимкам Джильо узнал о потрясающих голах Сивори, увидел знаменитое празднование Платини, который еще не знал об отмененном голе, навсегда сохранил объятия Ширеа и Паоло Росси после очередного Скудетто.

15_66193_immagine_ts673_400.jpeg

Второй Ювентус был ознаменован рождением знаменитой Триады в руководстве и созданной руками Лучано Моджи команды, которая единственная могла посоперничать по силе и значимости с командой Трапаттони. Лига Чемпионов в 1996 году, триумф Джанлуки Виалли, овации в сторону потного, но в дорогом костюме Марчелло Липпи - таким был второй Ювентус Джильо и который полюбило не одно поколение болельщиков, и ныне живущих в черно-белых футболках. Здесь примечательна история знакомства Джильо с будущим символом Ювентуса Алессандро Дель Пьеро, которую Сальваторе с удовольствием рассказывает и гордится:

Дель Пьеро? Мой сын. Я помню его первый день в "Ювентусе". За день до его приезда в Турин я прочитал в газете Tuttosport, что он придет к нам на медицинский осмотр. Он был никем, просто взяли какого-то ребёнка из "Падовы" в команду "Примаверы". Я пошел к нему после того, как кладовщик выдал ему мяч и форму. Мы вышли на поле, чтобы сделать снимки. Я видел, что он был немного взволнован, поэтому сказал ему: "Алессандро, не волнуйся, это всего лишь фотография". Он ответил, что взволнован, потому что в его спальне висит моя знаменитая фотография Платини, лежащего на земле после отмены его супергола в Межконтинентальном кубке, а под ней написано "Фото Джильо". Алессандро сказал мне: "Я знаю, кто вы, и будучи ребёнком, я мечтал, что однажды вы меня сфотографировали в футболке "Ювентуса". За день до его отъезда в Австралию, куда он поехал на концовку своей карьеры, он позвонил мне: "Тото, приезжай ко мне в офис на проспект Маркони, надо сделать парочку фотографий". Он попросил меня сделать такие же фотографии, как в его первый день в "Юве". Он видел мое волнение, это были последние его кадры в городе, в котором он стал иконой "Юве". Он заметил это и сказал мне: "Не волнуйся, Тото, это всего лишь фотография!

25_66256_immagine_ts673_400.jpeg

Третий Ювентус стал самым коротким в этой истории, но в то же время самым горестным и памятным - Ювентус образца Серии Б. Сложно представить, каково было футболистам и руководству в этот период пережить на ментальном уровне переход от недавних чемпионов к участникам второго по силе дивизиона Италии. Но каково было Сальваторе - это отдельная история. В подобном контексте он увидел уникальную возможность продемонстрировать истинное смирение и проявление чемпионского характере в доселе невиданных обстоятельствах, когда от конкретных людей зависит будущее их клуба. Семь самураев Ювентуса, подвиг Дидье Дешама и прощание с целой плеядой звездой остались запечатлены камерой Джильо, и затем эти снимки навсегда перекочевали в музей для демонстрации будущим футболистам истинного бессмертия.

20_66229_immagine_ts673_400.jpeg

Четвертым и пока последним для Джильо Ювентусом стало детище Андреа Аньелли и Беппе Маротты, которые написали новую и самую невероятную главу в истории клуба. 9 Скудетто подряд, возрождение из пепла подобно фениксу, новый стадион и множество успешных проектов, все это проходило на глазах Сальваторе под прицелом его объектива. Он застал шестилетнего Андреа во время его первого в жизни посещения Виллар-Пероза для званного ужина с основной командой, и как во время десерта мальчик решил пошутить, и попросил принести ему вместо десерта Паоло Росси, которого он с радостью скушает. Этот же Андреа будет стоять во главе масштабной, пусть и провалившейся, футбольной революции с идеей Суперлиги, этот Андреа ознаменует получение клубом эпохальной третьей звезды по каждой на 10 титулов, и этот Андреа горестно попрощается с любимым клубом на фоне судебных скандалов в 2022 году.

8_66362_immagine_ts673_400.jpeg

За пределами Италии очень мало фанатов знают Сальваторе Джильо, не видели его воочию и даже не представляют, что за все эти годы именно он отвечал за большинство эпохальных кадров Ювентуса. Но его снимки знают все, эти кадры стояли в рамках, печатались в книгах и журналах, а также украшали обложки газет - такова участь фотографа, который всегда остается за пределами объектива. В этой статье были использованы исключительно его фотоснимки, поэтому уверен, что болельщики видели их не раз и возможно у многих эти фотографии были и в распечатанном виде, как к примеру у меня. От лица всего фанатского сообщества я бы хотел выразить огромную благодарность Сальваторе за то, что он пронес сквозь эти сорок лет память о Ювентусе бережно и с любовью, и благодаря нему болельщики помнят клуб именно таким, каким он и был - великим, прекрасным, самобытным.

 

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

2 0