«Ювентус Стэдиум» год спустя
07.09.2012, 14:36Прошёл год, но кажется, что это было вчера. Дель Пьеро и Бониперти в центре поля открыли церемонию, с которой началась новая эра «Ювентуса». «Ювентус Стэдиум» исполняется один год – время подводить итоги и вносить предложения, так как, несмотря на безусловно позитивное влияние сооружения на триумфальный сезон, очевидно, что для максимального использования ресурсов нового стадиона предстоит сделать ещё немало.
Это подтвердил и генеральный директор клуба Маротта на конвенции в университете Боккони в Милане минувшей весной: «Считаю, что новое сооружение используется лишь на 50%». Для полного использования стадиона необходимо увеличить объём мероприятий вне матчей, но нельзя сбрасывать со счетов низкую привлекательность Италии для потенциальных инвесторов.
За один год доходы со стадиона утроились. Окончательные данные ещё не посчитаны, но тенденция ясна. Согласно опубликованному в марте отчёту в графе «Доходы с матчей» за период с июля 2011 по март 2012 «Ювентус» заявил 23,8 млн. евро против 11,5 млн. евро за аналогичный период предыдущего сезона. К концу сезона эта цифра перевалила за 33 млн. евро с чистым доходом более 20 млн. Сумма, использованная для погашения негативного баланса предыдущих лет, но точно не являющаяся предельной.
В частности, «Ювентус» отметил бум продаж абонементов, число которых возросло с 12 000 в сезоне 2010/2011 до 24 530 в минувшем сезоне, а в новом сезоне 2012/2013 все 27 292 абонемента были проданы за считанные дни. Это уже увеличило доход на 5 млн. евро. В ближайшие месяцы доходы от матчей Лиги Чемпионов позволят покрыть общий минус прошлого сезона в 750 000 евро.
41 000 – много или мало? В минувшем сезоне «Ювентус» продал 863 000 билетов – вдвое больше по сравнению с предыдущим сезоном и средним показателем периода 2004-2010 (в среднем 476 000 зрителей и 9,9 млн. евро за сезон). На матчах чемпионата средняя посещаемость составила 37 545 зрителей, при этом стадион был заполнен в среднем на 91,5%, что является национальным рекордом, приближающимся к средним показателям крупных европейских клубов, владеющих собственными стадионами. Основное сомнение – был ли «Ювентус Стэдиум» спроектирован соразмерно будущему бьянконери. Вместимость 41 000 мест весьма уступает вместимости стадионов клубов, с которыми «Ювентус» намерен соревноваться. Если рассматривать только стадионы нового поколения, трудно найти среди них сооружение со вместимостью менее 55 000- 60 000. Например, тот же «Челси» планирует покинуть «Стэмфорд Бридж», так как считает слишком низкой нынешнюю вместимость 41 837 мест.
Первой мерой по увеличению прибыли стало повышение цен на абонементы. Несмотря на протесты со стороны тифози, новые цены выросли: с 285 евро до 390 (350 для старых абонентов) на курве, и до 1200 евро на центральных трибунах. Таковы законы рынка, и в условиях постоянно растущего спроса эта операция может быть снова повторена. Однако, сравнивая с матчами Бундеслиги или Премьер Лиги, цены довольно умеренные.
Год назад было объявлено, что вскоре новый стадион бьянконери получит и новое имя. Никакой романтики – имя спонсора, как и везде в Европе. Спустя год новостей нет. Да, «Ювентус» получит 75 млн. евро за 12 лет от немецкой компании Sportfive в обмен на право продать название стадиона, но очевидно, что найти покупателя не так-то просто. Недавно (в мае, если быть точным) появилась информация о предложении в 25 млн. за 5 лет от Ashleymadison.com – сайта интимных знакомств, однако до конкретных действий дело так и не дошло.
Сравнение с иностранным опытом в этом вопросе убийственно. Даже если не принимать в расчёт шейхов, финансирующих «Манчестер Сити», помимо прочего, и посредством стадиона (Etihad), в Германии почти все стадионы, построенные к чемпионату мира 2006 года, носят название спонсора: «Альянц Арена» («Бавария»), «Фелтинс Арена» («Шальке-04»), «Сигнал Идуна» («Боруссия Дортмунд»), «AWD Arena» («Ганновер»), «Меседес-Бенц Арена» («Штутгарт»). Это сигнал, что проекту «Ювентус Стэдиум» необходимо действовать, чтобы использовать максимум возможностей для роста.
Источник: Panorama