«Ювентус» глазами Маротты
19.03.2014, 18:50В рамках четвёртого мастер-класса по спортивному менеджменту, прошедшего в Риме, генеральный директор «Ювентуса» по спорту Джузеппе Маротта дал интервью Corriere dello Sport.
В нём он затронул и тему вылета команды из Лиги Чемпионов: «Главным показателем для клуба, как и для любой другой компании, является результат. Но несоизмеримые по своей ничтожности и неисчислимым рискам факторы могут стоить миллионы. Вылет из Лиги Чемпионов на стамбульском огороде стоил нам потери 25 миллионов евро».
О правах на телетрансляции Маротта сказал: «Как руководитель «Ювентуса» я должен поддерживать индивидуальную продажу прав, так как при переходе на коллективные пакеты наша прибыль по этой статье снизилась со 110 млн. евро до 90 млн. Однако главным доводом в пользу коллективной продажи прав было придание большей стабильности в доходах малых команд, тем не мене, разница в спортивном уровне осталась прежней».
Затем генеральный директор остановился на влиянии «Ювентус Стэдиум»: «Для «Ювентуса» новый стадион играет ключевую роль в диверсификации источников доходов. Чем выше доходы, тем больше возможностей на трансферном рынке. Мы – единственный клуб в Италии, располагающий собственным современным стадионом. («Сассуоло» купил уже готовый стадион «Джильо»). Стадион открыт в течение недели, со дня открытия наш музей посетило 280 тысяч человек, ещё 180 тысяч – внефутбольные мероприятия, главным образом, по спонсорским и партнёрским программам. Стадион позволил создать больше рабочих мест, потребовал утверждения новой должности – директора стадиона, которого раньше у нас не было. Начаты работы по переквалификации заброшенной городской зоны. Для реализации подобного проекта потребовалась не только политическая воля, но и деньги – не самый последний аспект. В финансировании мы использовали на 1/3 – программу спортивного кредитования, на 1/3 – внутренние ресурсы (от Spotrfive) и на треть – реализация коммерческой площади (например, NIKE Megastore). Выбор вместимости был неслучаен: 41 000 зрителей является оптимальным количеством, пусть мы и не сможем принимать финалы Лиги Чемпионов. У нас 28 000 абонентов, 92% матчей проходят при полном аншлаге, тогда как в среднем по Италии – всего около 50%. Прибыль утроилась по сравнению с матчами на «Олимпико». Конечно, «Юнайтед» может рассчитывать на 100 млн. дохода от стадиона, «Юве» же достиг отметки в 38 млн. – это высший показатель в Италии».
О бизнес-модели: «Очевидно, мы вновь вернёмся к разговору о нашем стадионе. Но сперва нужно вникнуть, какую именно бизнес-модель мы выбрали. Исторический путь, приведший к тому, что спортивные сообщества стали акционерными, бумаги которых котируются на бирже, занял 50 лет. В Италии сейчас 111 профессиональных клубов – европейский рекорд. Уменьшить их количество – моя боевая задача. Скажем так, что наряду с результатами, то есть спортивным балансом, необходимо соблюдать и баланс на уровне компании: об этом часто забывают. Необходимо стремиться к финансовому балансу. Иначе давление рынка только усиливается. Читаю обвинения в адрес «Милана» за текущие результаты. Однако это – не удел болельщиков, максимум, кто имеет на это право – акционеры. Нередко в Италии случалось так, что выигрывала команда, у которой самые большие долги. Тогда как жизненно необходимым является наличие плана индустриального развития, который «Ювентус» и запустил, начав с увеличения капитала клуба. После Кальчополи бренд «Юве» очень сильно упал в цене – клуб покинули некоторые спонсоры, отказавшиеся сотрудничать, в том числе и из-за внутренних правил, запрещающих компании иметь связи с клубами, вовлечёнными в судебные тяжбы. Затем было возрождение, кульминацией которой стало возведение нового стадиона и достижение спортивных результатов, сделавших клуб востребованным. Ключевым стал приход Андреа Аньелли на президентский пост под знаком истории, преемственности и жажды успеха. Всё это привело к повышению ценности бренда и подписанию соглашения с Adidas (шесть лет, 139,5 млн. евро, начиная с сезона 2015/2016 – прим. ред.). Были и другие спортивные модели – меценатство Моратти, базирующееся на сантиментах и характеризующееся огромными персональными инвестициями; «имиджевая модель» - «Милан» Берлускони, который в управлении клубом преследовал также и не связанные со спортом цели; или модель, основывающаяся на повышении ценности молодых игроков, как в «Аталанте», где мне также довелось работать. Для «Юве» идеальной и реально достижимой моделью является модель развлекательного клуба, нацеленного на сохранение финансово-экономического равновесия».
Продолжил Маротта планами реализации различных проектов: «В ближайшем будущем рядом со стадионом будет открыт спортивный центр для Первой, и – я надеюсь – для так необходимой нашему футболу Второй Команды. Будет возведена гостиница, жилые дома и другое. Мы намерены расширить деятельность Juventus Colledge – проекта, которым я особо горжусь (лицей Прикладных Наук, в котором преподают 10 доцентов и обучаются 102 лицеиста – прим.ред.). Он был задуман для борьбы с забрасыванием учёбы и для удовлетворения особых потребностей спортсмена-студента, который не может себе позволить занятия обоими видами деятельности. «Юве» смотрит на весь мир, и делает это с немногочисленными, но очень квалифицированными коммерческими партнёрами. Наша политика не предусматривает использование внешних агентств – в отделе маркетинга у нас 10 сотрудников. Медиа- и социальные сети охватывают 156 стран. Мы думаем о Востоке, об усилении своего присутствия там. Две недели назад мы открыли Juventus Lounge для наших болельщиков в Токио».
В заключение Маротта рассказал об организационной структуре клуба: «Сейчас наша структура сложна, как и в любой компании, экономический баланс которой равняется 300 миллионам. У нас два генеральных директора, так как «Юве» разделен на две части – я управляю спортивной, Альдо Мацциа является генеральным финансовым директором. Это не всё: на сегодняшний день «Ювентус» располагает штатом из 145 сотрудников, среди которых руководители, штатные кадры, специалисты, рабочие и временные сотрудники. 71 человек трудится в тренерском штабе, 57 профессиональных футболистов, 287 молодых игроков-непрофессионалов и 38 наблюдателей и прочих сотрудников. В целом 598 ювентини, постоянно совершенствующихся на внутренних обучающих курсах. Огромная «невидимая» команда, стратегическая ось, создающая нашим чемпионам все условия».
Источник: TuttoJuve