Фабио Паратичи: «Победы - путь к успеху»
09.05.2014, 03:57Спортивный директор «Ювентуса» Фабио Паратичи выступил в Университете Пьяченцы в рамках Career Day с докладом «От футболиста до спортивного директора: свидетельство успешной карьеры».
«Я рад вернуться в этот Университет, куда я поступил в год его основания – в 1991-м. Я начинал на Экономическом факультете, где отучился два года, с посредственными результатами. Затем я перевёлся на факультет Политических Наук, но и там не добился успеха. Поэтому молодёжи советую не брать с меня примера в этом (смеётся). Моя карьера футболиста началась рано: в 12 лет я играл за «Боргоновезе», а присматривали за мной господа Фортунато и Джанни Рубини – наблюдатели ФК «Пьяченца». Я играл против «Сан Николо», за который выступал некий Филиппо Индзаги. Они приобрели обоих, но соль в том, что лучшие характеристики получил я! На меня возлагали большие надежды, но каждый получает такую карьеру, которой заслуживает. Да, я перенёс несколько травм, но сила и решительность помогают их превозмочь. Я ни о чём не сожалею, возможно, я мог добиться большего, но думаю, что упорный труд приносит свои результаты».
«Мои отношения с Индзаги? Мы дружим с детства, наши семьи знакомы много лет. В детстве мы нередко проводили каникулы вместе, оставались ночевать друг у друга дома. Наши отношения не ограничиваются только полем, этой дружбе много лет».
«Тренировки Конте? Они довольно насыщены… Игрокам приходится много работать, и если не соблюдать режим, выдержать невозможно. Основной посыл таков: тренировка – это не только пара ударов и по домам, не только сцена, чтобы показать себя. Тренировка – это средоточие множества вещей. Семья и окружение футболиста являются очень важными факторами, они помогают обрести спокойствие и другое, что нельзя измерить. Это всеобъемлющая работа, и если рядом нет человека, понимающего твой ритм и твои недостатки, всё становится сложнее. Собираясь приобрести нового футболиста, я всегда говорю одно и то же своей жене: лучше увидеть на три матча с его участием меньше, но провести вечер за ужином с самим игроком, его женой и окружением».
«Многие игроки не становятся чемпионами сразу, являются развивающимися игроками, которым есть куда расти во многих аспектах. Крайне важно знать, кто его окружает. Если новичок прибывает из Южной Америки, ясно, что он вырван из совершенно иной среды, и оказавшись в Европе он может не справится с различиями. Адаптация очень важна, а в условиях постоянного давления масс-медиа времени на это совсем не остаётся. Следует учитывать множество аспектов: требовать многого и сразу от новоприбывшего издалека ошибочно. Ясно, что общественности на подобные мелочи наплевать, но они важны. Для меня футбол – это страсть, огромная страсть. Когда я стал понимать, что к 27-28 годам моя карьера стала протекать рывками, я решил связать своё будущее с футболом после завершения карьеры игрока. Мне всегда нравилось путешествовать и знакомиться с новыми людьми. Я хотел стать футбольным экспертом международного уровня, специалистом, которых в то время было не так много. Я начал просматривать огромное количество зарубежных матчей ещё когда был футболистом». «Чем занимается спортивный директор «Юве»? Сложный вопрос. Наши акции котируются на бирже, это важный шаг в развитии классического футбольного клуба. Спортивный директор отвечает за спортивный сектор, наблюдает за молодёжным сектором, руководит наблюдателями – у нас один занимается Италией, а ещё один – зарубежный, и наконец, занимается повседневными взаимоотношениями команды и тренера. Последнее требует многих усилий, так как необходимо встречаться с командой, тренерами, врачами, физиотерапевтами и кладовщиками. Вопреки общепринятому мнению, это более сложная работа. Бывают спорные моменты: когда игрок подвергается критике и падает духом, нужно постараться вмешаться таким образом, чтобы исправить ситуацию. Есть игроки, которым сложно адаптироваться в «Юве», где спорт совсем иного уровня по сравнению с другими клубами, в которых им приходилось играть, и ответственный за связи с общественностью требует от нас обсуждения проблем с такими игроками. Следует быть крайне внимательными. Мне часто звонят, но я отвечаю словами «я на тренировке, позвоните позже. Естественно, думают, что я опустошён (смеётся), но на самом деле это помогает понять, в какой форме находится игрок и как он справляется со своей работой».
«Современный футбол очень скоростной: после 5-6 удачных матчей игрок может попросить новый контракт, тогда как десять лет назад подобное случалось спустя три года игры на приличном уровне. Успех карьеры на моём поприще во многом зависит от помощников. Мне посчастливилось иметь надёжных. В «Сампдории» приходилось всё делать самому. Также помогают технологии: раньше было немыслимо увидеть колумбийского игрока на видео, теперь же можно следить за ним не выходя из дома. Раньше, чтобы приобрести подобного футболиста, нужно было проделать много тысяч километров. В сделках по приобретению я являюсь конечным пунктом: сперва работают наблюдатели, затем проводится скрупулёзный анализ, сравнение и обсуждение. Мне повезло – каждый день я могу общаться с Павелом Недведом и обсуждать всё это. Наш тренер также активно вовлечён в процесс выбора, а Беппе Маротта обладает богатым опытом в этом деле».
«Пирло? У него истекал контракт с «Миланом».Мы встретились с его агентом, без особой веры в успех. Он сказал нам, что его контракт подходит к концу, но я ему не поверил. Тем не менее, мы начали переговоры, с некоторым опасением, так как сезон его ознаменовала череда травм. Ежегодно игрок проводит 50-55 матчей, но в том сезоне он сыграл гораздо меньше. Мы всё тщательно взвесили, и не прогадали. Приобретая нового игрока, мы изучаем всю доступную информацию, какую только можем собрать, вплоть до выступлений за молодёжные команды. Затем мы следуем избранному пути и верим в то, что делаем, в своё решение и правильность инвестиции. Возможно, сразу результаты не видны, но приняв решение по игроку, нужно идти до конца и верить в успех».
«Ярким примером этого может быть Бонуччи, знаменитый игрок, выступающий за национальную сборную. В первый сезон его просто задавила критика, и меня впридачу. Мы не переставали верить в Бонуччи – если бы мы продали его, он бы не выиграл столько трофеев, и возможно, представлял бы в сборной какой-нибудь другой клуб. Покупка Бонуччи была самой сложной операцией за всё время, что я работаю в «Юве». Он находился в совместном владении «Дженоа» и «Бари»: нужно было договариваться с двумя клубами и с самим игроком. Чтобы убедить первых, мы уступили свою часть прав на Кришито россоблу и на Альмирона – «Бари», зарплата которого была слишком высокой для них, что затрудняло его продажу. В итоге Бонуччи обошёлся нам не в 15,5 миллионов, а в немногим более четырёх миллионов. Это пример, как много деталей могут влиять на приобретение и устройство игроков. Игрок справился, а клуб сумел ему в этом помочь».
«В настоящий момент, учитывая текущие экономические реалии, продавать гораздо сложнее, чем покупать. Покупая, чувствуешь прилив адреналина, некоторых игроков жаждешь любой ценой: так было с Тевесом. Продажа же вызывает скорее рабочее удовлетворение. Провальные приобретения? Такие сделки врезаются в мою память сильнее. Я никогда не упоминаю о приобретении Погба, но всегда помню о покупке Мартинеса. Я был уверен, что это классный игрок. Когда меня спрашивают, купил бы я его снова, я отвечаю, что необходимо учитывать момент, в который рынок предлагает игроков на искомую позицию. Я до сих пор уверен, что это было отличное приобретение. Свои ошибки многому учат, потому что в конце концов чувствуешь себя отвратительно, читая в газетах, что ты мудак. Это не круто (смеётся)… Но многому учит. Мартинес на тот момент провёл три успешных сезона в «Катанье», в последнем из них сыграл 30 матчей и забил 10 мячей. Элия? Мы приобрели его в 2011-м. Годом ранее он играл в финале чемпионата мира, в возрасте всего 22 лет. Это был высоко котирующийся игрок, но переходя в «Юве», приходится заниматься совсем иным спортом. Без сильного характера появляются трудности, а затем настало 30-е августа. Купить игрока в последний момент равнозначно его кастрации: ты лишаешь его предсезонной подготовки со всеми преимуществами, ей сопутствующими. Видаль? У него оставался год контракта с «Леверкузеном». Юпп Хайнкес, тренер «Байера», перешёл в «Баварию». Он повёл себя некорректно, так как сказал Видалю, что заберёт его с собой в «Баварию» сразу, или же по истечении контракта. В «Леверкузене» узнали об этом, и сказали игроку, что он волен отправиться в любой клуб мира, кроме «Баварии», или остаться в «Байере». Для чилийца Германия – не самое идеальное место, тем более такой город, как Леверкузен. Он никуда не выходил из дома, кроме как на тренировки, не чувствовал себя комфортно. Мы сделали своё предложение, Италия была одним из его приоритетов. Стоит отметить его агента, который прочувствовал ситуацию, и Видаль принял предложение. Мы заметили его в матче Лиги Европы, «Леверкузен» - «Вильяреал», в котором наблюдали за Джузеппе Росси. События развиваются своим ходом, и нужно уметь их понять. Мы следили за Росси, но влюбились в Видаля».
«Зарубежные клубы? Сложно с ними конкурировать, их экономическое преимущество более чем очевидно. На нашей стороне преимущество: некоторые клубы не имеют наших традиций. Это помогает убедить игроков. В Азии все знают, что такое «Ювентус», но не знаю, многие ли знают «Манчестер Сити». Если не хватает экономических средств, нужно пускать в ход средства спортивные, культурные и исторические. Мы сознаём, что в данный момент некоторые приобретения невозможны. Например, Тевес мог перейти в другие сильные команды, на большую зарплату. Но южноамериканцы предпочитают латинские страны, они не очень любят Германию и Англию. Бербатов? Игрок в предпоследний день трансферного окна договорился с «Фиорентиной». На следующее утро он об этом, скажем так, забыл, а его агент позвонил и сказал, что игрок отправляется в «Фулхэм» по семейным причинам и потому, что там работал Мартин Йол, его бывший тренер, убедивший его. В этот момент мы вмешались в переговоры, попытавшись его убедить своими аргументами. Он передумал, сказав, что хочет перейти в «Юве». Погрузившись в самолёт, он получил звонок от Йола и снова передумал. Мы не виноваты ни в чём, весь шум поднялся только из-за того, что агент не оповестил «Фиорентину» о том, что его клиент передумал переходить к ним. Отсюда же и возникло трение между «Ювентусом» и «Фиорентиной». Пока игрок не поставил подпись, нельзя быть уверенным до конца. Когда Тевес отправился в Турин, его ждало три пересадки: из Сан-Паулу он отправлялся в 4.15. Я поставил будильник на 4.20, чтобы позвонить ему и убедиться, что его телефон отключён, потому что пока игрок не подписал бумаги, следует быть внимательным».
«Гуарин – Вучинич? Эта операция казалась выгодной для всех. Но затем появились другие затруднения, в принципе, допустимые в обычных условиях. Больше всего мы были разочарованы из-за Вучинича. Мало кто говорил об этом. Он может нравиться или нет, но для нас он был крайне важным игроком. Такое обращение с ним нас очень расстроило. Погба? Он уже успел заявить о себе. Не мы его открыли. «Манчестер Юнайтед» взял его у «Гавра» пятнадцатилетним, несколько необычными средствами, и уже тогда он был наделён отменными качествами. Мы следили за ситуацией с его контрактом, чтобы в нужный момент вмешаться. Наблюдая за ним, мы сделали предложение и, к счастью, мы его подписали. Он отличный игрок и прекрасный парень. Его ждёт великое будущее. Я хорошо его знаю, вы даже представить не можете, насколько великим он станет. Я уверен в этом, не из-за того, какой он футболист, а из-за того, как он думает».
«Покупки? Всегда представляю, что это деньги не «Ювентуса», а мои. Это часть моей личной и профессиональной этики. То, что наши акции котируются на бирже, призывает быть нас более внимательными, у нас есть обязательства. Мы следим за бюджетом в целом и за всем остальным, не только за спортивными результатами. Скудетто означает победу в чемпионате, но также и сохранение рамок заданного бюджета. Это совокупность операций. Дель Пьеро? Я горжусь тем, что два года был его спортивным директором. Это часть истории «Юве», и всегда ею будет. Он был очень важен для «Юве», но «Юве» важнее, чем Дель Пьеро. Были приняты определённые решения, не думаю, что обе стороны, получившие друг от друга много, сожалеют о чём-то. Не знаю, войдёт ли он в будущем в руководство, это вне моей компетенции. Когда мы сможем делать дорогие приобретения? Футбол полон примеров, когда не только деньги влияют на спортивные результаты. У нас и так немалый бюджет. Будет зависеть от успешности наших действий. Конечно, необходимо увеличивать доходы. Не знаю, когда это произойдёт. Победы – один из путей к этому, так как это привлекает спонсоров и улучшает имидж команды. Европа? Нельзя планировать весь сезон относительно одного турнира, так же как и судить о сезоне по одному турниру. Мелкие детали могут повлиять на кубковые соревнования, на чемпионат нет. Маротта часто повторяет фразу Нерео Рокко: «удар, штанга, мимо – ты мудила. Удар, штанга, гол – ты чемпион». В этом заключается суть кубка. Мы накопили немалый опыт с 2010-го года, когда в Познани играли при -15 в Лиге Европы. Мы должны были одержать победу, поле было полностью занесено снегом. Немыслимо, они не включили систему подогрева в день матча, тогда как накануне она работала. В этом сезоне произошло то же самое в Стамбуле. Уровень довольно высокий, равновесие настолько тонкое, что подобные детали приобретают решающее значение. Трудно судить: «Интер» практически вылетел в Киеве, а затем сделал триплет. В чемпионате всегда выигрывает лучший, в кубках дела обстоят иначе».
Источник: TuttoJuve