А надолго ли Элканн с Ювентусом? Битва за наследство Джанни Аньелли набирает обороты спустя 20 лет после его смерти

Harry Hole 11.02.2023, 16:48

Часы замерли на отметке 8:48, а календарь уронил листок с выведенной синими чернилами датой 24 января 2003 года. Врач при доме Джанни Аньелли вместе с адвокатом вышли к его семье, чтобы объявить время смерти одного из самых влиятельных и могущественных итальянцев своего времени. Кончина Джанни увенчала список напастей, свалившихся на знаменитую семью: компания FIAT находилась под угрозой дефолта и ее уже собрались выкупить американские бизнесмены, среди родственников давно назрели склоки и ненависть, порождаемые неуемной жаждой денег и влияния, но главное семя раздора было заложено в самом факте смерти Аньелли - его наследство. Вся империя, возводимая на протяжении целого века, могла рухнуть в одночасье, и каждый намеревался напоследок откусить кусок побольше. И эта битва не утихает даже спустя 20 лет.

Краткий миг скорби.

На момент смерти Джанни Аньелли уже было достоверно известно через его нотариусов, что главное сердце нажитой им империи - акции группы активов DICEMBRE - переходило в руки супруги Джанни Мареллы, его единственной дочери Маргариты (сын Эдоардо покончил с собой) и внука Джона - сына Маргариты. Каждой получал равную долю в 33% акций. Таким образом Джанни Аньелли намеревался исключить возможные распри внутри своей семьи, однако семья, которая носит его фамилию, априори найдет себе место в череде постоянных скандалов.

Что же получали наследники? 

Общая стоимость всей группы активов DICEMBRE на момент распределения наследования оценивалась в 3 млрд евро. В группу активов входили все компании, созданные, приобретенные, и контролируемые семьей Аньелли, в том числе и FIAT. Спустя месяц после прискорбной новости, 24 февраля, Маргарита и ее мама Марелла принимали дома в Швейцарии нотариуса Этторе Мороне. Рядом с ним находилось два свидетеля, необходимые для официального объявления завещания. Ключевым элементом было обязательство наследования только представителем семьи - никто извне не мог каким бы то ни было образом претендовать и оспаривать даже часть имущества, оставленного Джанни. И вот каждому присутствующему была зачитана уже известная ранее доля акций - по 33%. И здесь произошло настоящее землетрясение: супруга Джанни при всех отказалась от своей доли в пользу внука - Джона Элканна. Молодой Джон, которому тогда стукнуло всего 27 лет, в одночасье становился мажоритарным владельцем всей империи и по сути вся идея равного распределения теряло подоплеку.

24agnelli-jumbo.jpeg

Маргарита Аньелли устроила скандал и прилюдно разругалась с матерью, обвинив ее в сговоре с умершим супругом: Я помню, как сказала маме: «Что ты делаешь?». Но в итоге я поняла, что все уже было устроено. В конце концов, это были точные пожелания папы: только один из членов семьи может быть главным.

Таким образом, великий Джанни обыграл маленький спектакль после смерти и лишил свою дочь даже надежды на контроль DICEMBRE в будущем. Это окончательно раскололо семью. Оскорбленная Маргарита приняла роковое решение обменять свою долю на деньги - именно это решение и стало причиной всех последующих склок и обвинений с ее стороны. Мороне засвидетельствовал переход права владения акциями группы DICEMBRE в пользу следующих по старшинству наследников (а именно Лапо и Джиневры Элканн, других детей Маргариты от американца Андре Элканна), а сама же Маргарита получила взамен недвижимость, произведения искусства и счет в банке общей ликвидностью в 1,3 млрд евро - эквивалент стоимости 33% акций DICEMBRE на момент соглашения. На этом можно было полюбовно разойтись и продолжить ненавидеть друг друга в самых роскошных квартирах и домах, наслаждаясь всеми благами, доступными за деньги. Но история лишь набирала обороты.

90230065ee6bd5e41828c7b4ba14948f_1200x675.jpeg

Маргарита против всех.

В мае 2007 года Маргарита обратилась в гражданский суд с исковым требованием пересмотреть действующие соглашения с другими членами семья касательно прямого наследования имущества Джанни Аньелли в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Какими? Якобы один из бухгалтеров в Цюрихе, оформлявший перевод средств для дальнейшего распределения внезапно обнаружил некоторые иностранные счета, ранее не фигурировавшие в описи имущества.

Таким образом, Маргарита попыталась сделать ставку на некоторые существующие офшорные счета, не попавшие в наследство, а следовательно вся оценка имущества была недостоверной, включая доли права собственности на DICEMBRE. Попытка успеха явно не сулила, но Маргарита задействовала все свои связи, чтобы вынести сор из избы. Ведущие газеты страны ежедневно в подробностях описывали битву семьи Аньелли, освещая все грязное белье своей самой популярной династии. В ход шли любимые приемы современной журналистики: слухи о счетах, попрание памяти Джанни несуществующими скандалами, выдуманная глобализация FIAT и прочая чушь, состряпанная за пару вечеров в местном пабе.

Скандалы и судебные тяжбы ни к чему не привели, поскольку этих счетов не существовало в природе. Поэтому кассационная инстанция пожелала Маргарите хорошего дня и закрыла это дело отказом в рассмотрении. В общей сложности, на первый раунд Аньелли потратила 8 лет и баснословные средства.

im.webp

Луч света для проигравшей стороны забрезжил в 2019 году. Марелла Караччоло, вдова Джанни Аньелли, скончалась в возрасте 92 лет. Ее рукой было подписано завещание, в котором все движимое и недвижимое имущество перешло в пользу Джона, Лапо и Джиневры Элканн, минуя собственную дочь. При этом от своего главного имущества, а именно доли DICEMBRE, Марелла и так уже отказалась 16 лет назад в пользу тех же лиц. Вроде все в порядке, все ясно и законно. Но на практике юристы внезапно увидели на пороге свирепую Маргариту с требованием аннулировать ранее подписанные ею и Мареллой акты, чтобы ввести в долю наследства своих пятерых детей от второго брака с графом Сержем де Паленом. Разумеется, женщина получила логичный отказ. 

Здесь наступает ключевой этап развития скандальных событий. В феврале 2020 года Маргарита находит нужную ей лазейку и подает в суд на своих первых трех детей с требованием признать незаконным правопреемство Джона, Лапо и Джиневры Элканнов. Откуда такая дерзость в казалось бы очевидном деле? Проблема кроется в личности Мареллы, супруги Джанни. Именно ее доля, столь щедро отданная собственным внукам в обход дочери, оказалась под прицелом. Но каковы шансы признать Мареллу незаконным наследником Джанни? Все дело в Швейцарии.

4614020-lapo-elkann-marella-agnelli-et-john-elk-opengraph_1200-2.jpeg

Фундаментальным для текущего процесса вопросом является определение реального места жительства Мареллы Караччоло. На момент подписания в 2004 году акта передачи своей доли Джону Марелла уже проживала в Швейцарии на постоянной основе, не имея при этом соответствующего гражданства. Но соглашение подписывалось именно в Швейцарии, где и находилась Марелла на тот момент. И теперь Маргарита давит на то, что эта процедура являлась незаконной, поскольку Марелла Караччоло по факту проводила куда больше дней в году в Италии и не может считаться швейцарским резидентом, хотя в соглашении она указана именно таковой. Следовательно, если Маргарите удастся доказать, что при подписывании соглашения в 2004 году был нарушен подобный процессуальный момент, она сможет претендовать на ее имущество в равной доле с другими наследниками. В теории.

Согласно реконструкции, проведенной юристами Маргариты Аньелли, в период с 2003 по 2018 год мать Марелла проводила в среднем 189 дней в году в Италии, 94 в Марокко и только 68 в Швейцарии. Существует также досье, подготовленное следственным агентством Swiss East Affairs, которое выстроило движения самолетов и частных самолетов, используемых Мареллой для пересадок между Италией и Марокко. Были проанализированы даже паспорта: продление в 2008 и 2017 годах произошло в Италии, говорит Маргарита, а не в консульстве Швейцарии, как это происходит с постоянными жителями за рубежом. Итого Марелла не может являться резидентом Швейцарии, а следовательно соглашение от 2004 года должно быть аннулировано.

f.elconfidencial.com-original-664-236-57f-66423657f03e199da3ba734584d3dd4f.jpeg

Позиции Элканнов и что в ближайшее время должно произойти.

Прямо сейчас юристы Джона Элканна проверяют территориальный вопрос юрисдикции: суд чьей страны должен расследовать данный вопрос. Вот уж два года этим делом занимается суд Турина. Параллельно расследованием занимались и в Швейцарии, поэтому сторона Элканна настаивает на том, чтобы туринские судьи прекратили производство в соответствии с итало-швейцарской конвенцией от 1933 года. И в таком случае проблема резидентства отпадает сама собой, поскольку законодательство Швейцарии не имеет проблем с правом наследования при учете места пребывания субъекта, это особенность именно итальянских законов.

Позиция Маргариты весьма сомнительна и слабо реализуема: в итальянской практике доселе не было прецедентов с оспариванием права наследования на основании таких сомнительных аргументов. При этом против Маргариты сыграл и тот факт, что она по ошибке подала в суд не только в Турине, но и в Цюрихе, заметно усложнив себе жизнь. Тем не менее, этот вопрос пока открыт и сейчас производство приостановлено только для решения места юрисдикции.

margherita-agnelli-e-john-.webp

Но что же толкнуло Маргариту пойти в очередной раз против своей семьи?

Ответ банален до неприличия - деньги. Да, выплаченные ей в 2004 году 1,3 млрд евро показались дочери Джанни слишком низкой долей от общего торта. Здесь стоит послушать размышления двоюродного брата Маргариты Лупо Раттацци, который весьма доходчиво раскладывает всю суть мотивации этой женщины и ее отношения к семье:

- «Летом 2003 года Маргарита была убеждена, что группа Fiat потерпит неудачу с мыслимыми последствиями для ее активов, и поэтому решила добровольно и в полной мере своих умственных способностей продать свою долю в семейных делах. Я помню, как в моем доме в Порто-Санту-Стефано она сказала мне: «Fiat в конечном итоге окажется как Пармалат», я была сумасшедшей, инвестировав туда много денег». И через несколько лет после подписания соглашения со своей матерью и продажи в рамках этого соглашения Маргарита поняла, что полностью ошиблась в своей ставке и что она сбежала от одной из самых необычных европейских историй корпоративного возрождения за последние 60 лет, Fiat под руководством Маркионне. Сегодня проданная вами акция будет стоить примерно в 8 раз больше, чем вы бы собрали в 2004 году. Это настоящая причина гнева и желания отомстить детям, и особенно Джону».

В настоящий момент Джон Элканн контролирует 52% Exor, семейного холдинга стоимостью 28 миллиардов, являющегося мажоритарным акционером таких компаний, как Stellantis, Juventus, Ferrari, Iveco, Cnh Industrial и Gruppo Gedi. Годовой оборот средств холдинга Exor составляет неприличные 168 млрд евро, это на текущий момент главный аккумулятор денег в Италии. Желание Маргариты вернуть себе долю в постоянно растущем гиганте под управлением своего сына понятно. Но едва ли реализуемо.

Z3UC4N5IFVAALE54SNMIBUCF74.jpeg

Для Ювентуса смена владельца была бы куда более катастрофичной, нежели простая отставка Андреа Аньелли с поста президента клуба. Вопреки расхожему мнению о безразличии Джона Элканна к Ювентусу и футболу в целом - это далеко от истины. В первую очередь Джон был любимцем Джанни и неспроста - именно внук вбирал в себя всю мудрость наставника и рос на его идеалах и принципах. Даже простой факт безраздельной любви Джанни к Ювентусу уже имел для Джона сакральный смысл. И разбрасываться любимым активом своего деда Элканн не стал.

Это мнение находит подтверждение с годами. Среди акционеров Exor уже который год звучит шепотом настойчивое стремление избавиться от единственного убыточного актива во всем холдинге. Но Элканн каждый раз против. Именно Джон вернул во главу клуба носителя фамилии Аньелли. Джон дважды настоял на беспрецедентно крупных увеличениях капитализации в 400 и 500 млн евро для спасения команды от долгов. И прямо сейчас, во время тяжелейших судебных баталий, несмотря на войну с собственной матерью, Элканн самостоятельно назначает новый совет директоров Ювентуса из своих лучших людей, нанимает самую дорогую в Италии четверку юристов Маурицио Беллакосе, Давиде Санджорджо, Анджело Кларицио и Нино Паолантонио для представительства клуба в судах. Элканн не бросает убыточный актив, посещает матчи, поддерживает каждого сотрудника и успокаивает игроков. Многовато вовлечения для человека, которому безразличен Ювентус. Куда проще было бы выставить актив на продажу и вывести его с фондовой биржи, весь холдинг бы вздохнул с облегчением. И с приходом Маргариты во главу управления такой исход был бы наиболее вероятен. Но пока в него верится с трудом.

213032239-13d07b23-f4b2-48f8-9616-1fad7edefafc.jpeg

По мотивам жизни семьи Аньелли можно снять не один сериал. И с годами содержания для документальных хроник становится все больше. Болельщикам Ювентуса стоит с интересом следить за ситуацией вокруг владельцев своего любимого клуба, особенно накануне столетнего юбилея со дня прихода Аньелли в управление. Ювентус обязан этой семье самим фактом своего процветания и вряд ли в Италии и в мире найдется столь же преданный болельщик клуба, каким был Джанни Аньелли. Джон Элканн уважает наследие своего предка. Поэтому как бы не было сложно в будущем, Ювентус все преодолеет, пока его возглавляют такие люди.

 

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

5 0