Воинственный на поле, скромный за его пределами. Мистер No Good Марио Манджукич стал символом Ювентуса 2010-х
18.03.2023, 18:02Зачастую в футболистов влюбляются трибуны благодаря красивой игре. Это изящные обводные маневры, чтение эпизодов, красивые перехваты, великолепные и стильные голы. В игру Марио Манджукича было сложно влюбиться. Это до мозга костей упрямый прямолинейный форвард с тремя сердцами, который угловат в движении и совершенно не знаком с понятием «изящество». Красивой обводке он предпочтет прямое столкновение с соперником, дальним ударам с непредсказуемой траекторией - прыжок на три метра в высоту и гол головой. Разумеется, красивые голы в насыщенной карьере Марио также находили свое место, но больше в порядке исключения. Что касается поведения на поле, и здесь Марио сложно принять. Агрессивный, грубый, жесткий футболист, который не даст спуску никому, кто по его мнению обошелся с ним несправедливо. И все же за четыре сезона в Ювентуса в Манджукича без преувеличения влюбились фактически все болельщики. Его упорство, простодушие и борьба на каждом сантиметре поля ради той футболки, которую он надел в 2015 году, просто не могли не найти отклика у каждого присутствующего на стадионе. Его уход, равно как и уход Алессандро Дель Пьеро, фанаты не могут простить клубу до сих пор. Вспомним эту невероятную любовь ювентийского сообщества, мистера No Good и просто парня с добрым сердцем Марио Манджукича, ставшего символом Ювентуса 2010-х - такой же неуступчивый воин, способный на жертвы ради успеха.
И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча Ювентуса.
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Рос под свист пуль и взрывы снарядов. Детство, которое никому не пожелаешь.
Почти все ныне завершающие карьеры футболисты с Балканского полуострова были закалены непростым детством. Это дети, заставшие распад Югославии и для которых война стала первым воспоминанием всей жизни. Марио Манджукичу не повезло - он родился совсем рядом с боснийской границей в хорватском городе Славонски-Брод 21 мая 1986 года. Когда вспыхнула война - семья Манджукича оказалась наиболее близко к ее эпицентру.
Невозможно было выйти из дома без страха оказаться убитым, каждую ночь были слышны выстрелы и взрывы совсем рядом. Марио было всего четыре года, когда он впервые увидел, насколько легко обрывается чья-то жизнь:
"С того момента моя жизнь изменилась. Мы с мамой и сестрой Иванной круглый год проводили в бомбоубежище, засыпая на холодном и грязном полу. Каждый день мы видели у своего подъезда груду обезображенных трупов. В поисках пропитания люди вынуждены были рисковать и покидать свои дома. Обратно возвращались немногие"
В начале 90-х, когда дом Мато Манджукича обстреляли и лишь чудом не задели никогда внутри, семья решила не ждать и ночью пересекла границу с Германией. Осели в городке Дитцинген, где Манджукич-старший, будучи профессиональным футболистом, записался в местную команду в качестве своего постоянного места работы. Мало кто знает, но Мато даже успел поиграть в одном составе с никому тогда неизвестным Фреди Бобичем. На базе этого клуба можно было всегда заприметить мальчугана Марио, который никогда не пропускал игры своего отца и даже сам тренировался с местной молодежью, правда в первые месяцы неформально. Связи отца помогли устроить Марио в академию Дитцингена, но его брали скрепя сердца - находясь на правах нелегалов на территории Германии в ожидании вида на жительства с паспортом беженцев, Манджукич и его семья часто сталкивались с неприязнью и отторжением. Это касалось и административных процедур.
В 1996 году немецкие власти отказали в виде на жительство, и Мато был вынужден везти супругу и двоих детей обратно в Хорватию. Благо, война уже закончилась, но страна пребывала в состоянии разрухи. На руинах прежнего мира Марио решил продолжить заниматься футболом, поступив в академию Марсонии в десятилетнем возрасте. Тренер Дамир Рухек все никак не мог определиться с позицией мальчишки, мешал рост и чрезмерная худоба, при том что Марио великолепно бегал. Чаще всего его ставили на правый фланг и наблюдали, как он на скорости отрывается от противника и потом с тем же усердием бежит обратно, и так весь матч. Был опыт игры в опорной зоне, но везде Марио был относительно скромен в плане навыков и абсолютно не выделялся.
Помог случай: дебют на позиции нападающего для Манджукича состоялся вынужденно - Марсония играла против Славонии и побеждала 3:0 после перерыва, но форвардов уже не было в обойме, и Рухек решил выдвинуть вперед Марио для удержания мяча. Тот показал себя ужасно, все время терял позицию, лупил куда попало, а потом взял и внес в ворота один мяч. После игры счастливый Марио умолял Рухека перевести его в нападение на постоянной основе, поскольку ему очень понравилось забивать голы.
Решение было спорным, поскольку Марио был высоким и не обладал природной техничностью, позволявшей перемещать в пространстве свое тело так, чтобы соперник попросту не успевал следить за движениями и проигрывал позицию. Нет, Марио Манджукич с детства был чересчур прямолинеен в выборе решений во время владения, но его выделяло упорство. Он научился подставляться под соперника, зарабатывать пенальти, перепрыгивать всех в борьбе за верховой мяч, и голы пошли, правда не в очень большом количестве.
Дебют в профессиональном футболе состоялся в местном клубе из Славонски-Брод Железничар из второй лиги чемпионата Хорватии. Туда его на год в аренду отдала Марсония, чтобы посмотреть, на что действительно способен этот характерный парень. Марио, не долго думая, выставил тренеру Железничара ультиматум: Либо нападение, либо я даже не приду на тренировку. Тот не сопротивлялся, и всего спустя полгода Марсония забрала форварда назад. А через два года, в 2005, продала в Загреб. Тому поспособствовали 14 голов за сезон и непрекращающаяся борьба на поле до последних секунд матча.
Тот состав Загреба тренировал знаменитый Мирослав Блажевич, который в 1998 году довел сборную Хорватии до бронзовых медалей Чемпионата мира. Именно Блажевич и заприметил в Марсонии талантливого юношу и решил взрастить его в серьезном коллективе. Получалось сперва не очень успешно - у Марио мало что получалось в плане техники, он постоянно падал в штрафной и без устали выпрашивал у судей пенальти. Разозленный Миро однажды не вытерпел и при всей команде отчитал Марио, назвав его Djilkos - в переводе с венгерского «убийца», но в данном контексте скорее убийца игры и моментов, в Хорватии подобным прозвищем любили бросаться в адрес деревенских жителей, приехавших покорять город. За глаза тренер любил шутить за пределами базы, что он ошибся в Манджукиче, ведь в место футболиста им продали столб, в который нужно просто попадать мячами - тогда будут голы.
Журналисты прознали про прозвище Djilkos и стали постоянно так называть Марио. Это до такой степени оскорбляло Манджукича, что однажды он не выдержал и высказал в интервью для Sportske novosti: «Я прошу всех перестать называть меня Djilkos. Миро Блажевич назвал меня так однажды, с тех пор все повторяют, даже не понимая, что значит это слово. У меня есть имя и фамилия, используйте их, пожалуйста»
Команде требовался форвард таранного типа в поддержку основного нападающего Младена Бартоловича, который был главной забивающей силой клуба. Манджукич очень старался помогать, но характер в первое время сильно мешал - Марио конфликтовал на поле с Младеном, больше мешал ему и за первый сезон каким-то чудом забил свои три гола вопреки собственной игре. Следующий сезон прошел получше в плане результативности - 11 голов, но в индивидуальном плане все так же спустя рукава. Манджукич по-прежнему выделялся при игре на втором этаже и редко уступал в прямых единоборствах, но Блажевич продолжал высмеивать своего подопечного и принижать личные заслуги. А ведь они, как никак, тоже были - Марио все чаще отрабатывал с мячом, научился обводить соперников один в один, начал лучше открываться под передачи, в перспективе мог запросто со временем и затмить своего забивного партнера. Но судьба распорядилась иначе - там, где Миро видел слабости, загребское Динамо увидело перспективу - в 2007 году, спустя два сезона в Загребе, Марио Манджукич переехал к соседствующему клубу на замену проданному в Арсенал Эдуардо да Сильве. Детство окончательно закончилось, впереди начиналась дорога к успеху.
Большой футбол познакомился с Марио Манджукичем.
За долговязого Марио Динамо отдал 1,3 млн евро. На тот момент в составе собиралась очень интересная команда: Лука Модрич, Нико Краньчар, Вендран Чорлука - на фоне столь талантливого поколения сам Марио выглядел неприметно и будто претендовал на переезд в запас на постоянной основе. Не тут то было.
Царившая в клубе атмосфера семьи и теплые отношения с товарищами по команде, особенно со ставшим навсегда лучшим другом Модричем, Манджукич по-настоящему раскрылся. Именно с тех пор его стали называть форвардом с тремя сердцами - Манджукич был неудержим, успевал везде, отрабатывал за троих и постоянно забивал голы. Ни один защитник не мог справиться с Марио в одиночку без грубости, а на грубость Манджукич неизменно отвечал сторицей. Он не был похож на привычный образ балканского футболиста - эстетичный футбол, интеллектуальные маневры, все мимо. Звонимир Бобан однажды идеально подобрал определение для формации Манджукича как футболиста: «Честно говоря, я предпочитаю игроков другого плана, но Манджукич меня завораживает своей работоспособностью. Это абсурд, хорваты так себя не ведут. Он еще хуже, чем немцы — скорее, как эти сумасшедшие англичане, которые бегают без остановки».
То, что Миро Блажевич определил, как слабость игрока, а именно прямые наскоки в штрафную под градом нарушений, Динамо обратил в силу. Все передачи проходили именно в сторону Манджукича, ведь партнеры знали - без борьбы тот мяч не отдаст. За три сезона Марио обрел статус (невероятно) самого забивного хорвата, наколотив 53 мяча в 112 играх за клуб. Им заинтересовались ведущие клубы Европы, но сердце Марио звало хозяина в Германию, где он вырос и где впервые познал радость игры в футбол. Он принял предложение Вольфсбурга, а «волки» расщедрились на 8 млн евро.
Здесь все вновь складывалось непросто - вся жизнь Марио проходила в борьбе. Вольфсбург отметился сенсационным чемпионством в Бундеслиге, но этот всплеск был единичным - команду вновь тянуло в пропасть. Знаменитый дуэт нападающих Графите и Джеко уже работал не так успешно, а с приходом нового конкурента на место и вовсе канул в лету. Джеко зимой сменил место работы на Англию, а бразилец взял бразды руководства атакой единолично в свои руки. Манджукич сидел в запасе и не забивал, а команда летела вниз. Стив Макларен, тренирующий «волков», был уволен после невзрачного сезона, а на его место вернули знаменитого Феликса Магата. Это спасло карьеру Манджукича.
Магат выдвинул Марио вперед, усадив Графите на лавку - в представлении тренера, при наличии такого форварда, как Марио, штрафную соперника следует просто нагружать мячами в ущерб прежнего великолепия технического исполнения. Зачем оно? Впереди есть танк, который попросту уничтожит соперника и забьет свой гол. В первых семи играх под руководством Магата Марио забил шесть голов. Тем не менее, Феликс был известным деспотом в раздевалке, и два столь независимых характера рано или поздно должны были столкнуться.
При великолепной игре в атаке, тренера раздражала манера игры Манджукича после потери мяча. У Магата вся команда должна была отрабатывать в обороне и вальяжность Марио при возвращении в свою штрафную привела к том, что Магат на одной предматчевой пресс-конференции объявил, что те, кто теряет мяч и не бегут сломя голову в оборону, раскошелятся в следующий раз на штраф в 10 тысяч евро. Все, без исключения, будут отрабатывать как впереди, так и в тылу.
До прямого конфликта не дошло - летом случилось Евро-2012, где Манджукич в одиночку солировал в сборной Хорватии и даже забил своему кумиру с детства Джанлуиджи Буффону в памятной ничье против Италии. Это сделало Марио отличную прессу, а Вольфсбург воспользовался шумихой и продал опального нападающего Баварии за 13 млн евро. Сперва и здесь можно было усмотреть знакомые признаки несоответствия качеств игрока проповедуемому футболу от Юппа Хайнкеса - Марио действительно выглядел больше вспомогательным элементом, порой и вовсе не нужным, на поле первая скрипка была отдана дуэту Роббена и Рибери. Но пришедший затем Хосеп Хвардиола усмотрел в Манджукиче завершающий элемент для своей знаменитой тики-таки. И если при Юппе Манджукич выбивал Ювентус и Боруссию в ЛЧ, поднимал Кубок ЛЧ над головой, но все в первую очередь говорили именно про Роббена и Рибери, то Гвардиола превратил хорвата в голевую машину.
Быстрый розыгрыш в касание при тотальном владении мячом позволял обеспечивать Марио моменты в таких количествах, коих он не видел пока нигде. Сезон 2013/14 стал для хорвата легендарным - 18 голов в 30 матчах, безраздельное доминирование Баварии в Германии, все пресса посвящает свои заголовки именно Манджукичу - идилия! Но продлилась она недолго. Гвардиола не менее деспотичен в раздевалке, нежели Магат, поэтому первая же стычка с Манджукичем вновь обернулась скандальной пресс-конференцией, где Хосеп объявил о временном исключении Марио в качестве дисциплинарной меры, а Манджукич моментально ответил: «Честно говоря, я не согласен со стилем игры Гвардиолы. Думаю, летом нам лучше расстаться. Я благодарен Баварии за доверие и за трофеи, которые мы выиграли»
Руководство увидело назревающий конфликт, поэтому поспешило на трансферный рынок. Были инициированы переговоры с нападающим Боруссии Дортмунд Робертом Левандовски, который лучше справлялся с тонкими передачами и теоретически лучше подходил для Гвардиолы. С переездом польского нападающего для Марио больше не было смысла просиживать лучшие годы на скамейке запасных - он еще раз попросил о трансфере. Когда спустя годы Марти Перарнау в книге «Пеп: конфиденциально» спросил у тренера, почему тот избавился от забивного нападающего, тот ответил: «Смотри, я бы пошел с Манджукичем в разведку, потому что он очень полезен для команды. Когда он играет, он постоянно прессингует и пашет до седьмого пота. Но когда он не играет…»
Летом 2014 года Манджукича забрал Атлетико Мадрид. Там Марио без долгой раскачки нашел взаимопонимание с Диего Симеоне, который сходу определил весь вектор командной игры в пользу Манджукича и его навыков силовой борьбы - голы потекли рекой. Трудолюбивый форвард успевал везде и всегда доигрывал эпизоды до конца - итоговые 43 матча, чего с ним еще не случалось в рамках одного сезона, и забитые им 20 мячей казалось бы должны убедить руководство в потребности в таком игроке и сделать его постоянным лидером на годы вперед. Однако Атлетико решило сделать ставку на молодого Антуана Гризманна, повысив тому зарплату, а Симеоне был вынужден публично поддержать эту позицию и превозносить Антуана в прессе как главную силу клуба. Марио, оскорбившись подобным лицемерием, принял решение покинуть клуб после дебютного сезона. Еще один клуб, не сумевший найти общий язык с одним из самых необычных и полезных форвардов своего поколения.
Ювентус и Манджукич наконец обрели друг друга.
В 2015 году состав Ювентуса покинул Карлос Тевес - главная ударная и забивная сила клуба, дошедшего до финала Лиги Чемпионов. Вместе с Карлитосом из клуба ушли Артуро Видаль и Андреа Пирло - фактически весь составной костяк команды: голы, интеллект и физическая сила. Манджукича взяли в качестве голеодора, а в помощь хорвату приобрели юного Паоло Дибалу. Все за пределами клуба считали, что именно Марио призван обеспечить Ювентусу голевое преимущество, в то время, как Дибала будет больше играть в подыгрыше доставлять партнеру мячи.
Первые месяцы в Ювентусе вновь грозили обернуться катастрофой - команда увязла в середине турнирной таблицы, новый дуэт не забивал, а Массимилиано Аллегри оказался под шквалом критики ввиду не самых верных тактических решений. Манджукичу тоже знатно доставалось - как только его не называли, от сомнительного трансфера до главного летнего провала наряду с уходом прежних лидеров. Редкие голы забивались тяжело, куда больше получалось у Дибалы, в то время как Марио в основном ограничивался полезными передачами и стягиванием защитников на себя, чтобы Паоло имел больше оперативного простора. Игроки обменялись ролями в общественном сознании. Тем не менее, сезон закончился успешно - команда взяла себя в руки и выдала 26-тиматчевую серию из 25 побед и одной ничьей с Болоньей, что вкупе с победой на Наполи принесло очередное Скудетто клубу. Манджукич отметился несколькими отличными голами, в том числе и в дебютном матче за клуб в августе против Лацио в Суперкубке Италии. Из Марио и Паоло вышел симпатичный дуэт, где великан и малыш напомнили болельщикам связку Чарльза и Сивори. Но ожиданий от своего перехода Марио явно не оправдал.
Все изменилось в декабре сезона 2016/17, как для Марио, так и для команды.
Можно как угодно относится к Массимилиано Аллегри и называть любыми словами. Можно вспоминать его провалы и победы, титулы и поражения в финалах. И все же свое главное тактическое великолепие, которое навсегда вписало его имя в Зал славы итальянского футбола, Аллегри явил миру в 2016 году - он открыл настоящего Марио Манджукича.
Летом 2016 года Ювентус решил пойти ва-банк и закрепить свои амбиции в Европе долгожданным титулом Лиги Чемпионов. Для этого был приобретен Гонсало Игуаин после его невероятного по результативности сезона в Неаполе - 36 забитых мячей говорили сами за себя. Складывалось впечатление, что клуб идет по прежним лекалам и грозит повторить прошлогоднюю ошибку, где по тем же конспектам приобретался Марио Манджукич, переставший в итоге забивать. И хорошо, что вспомнили Марио - а куда деть его? Аллегри отродясь не играл в три забивных нападающих, поэтому кто-то должен был присесть на скамейку. Выбирая между футболистами за 90 млн, 35 млн и 19 млн, выбор был очевиден. Да, для всех, кроме самого Аллегри.
Осенью Паоло Дибала получил очередную мышечную травму и надолго выбыл из состава. Марио действительно почти весь сентябрь проходил в резервистах, но этот инцидент перевернул карты в его сторону. Аллегри выстроил игру вокруг двух башен, по аналогии с Властелином колец Толкина. Две крепости, призванные атаковать и дублирующие функции друг друга, внезапно стали уживаться на поле, четко разделяя обязанности. Игуаин был известен своей пассивностью при игре без мяча - ему Аллегри оставил все отскоки и короткие розыгрыши с ближним партнером в быстрый пас. Манджукич отвечал за все отборы, навесы, оттяжки, борьбу и прессинг - он буквально в одиночку вытаскивал на себе всю штрафную площадь соперника, чтобы Игуаин забивал пачками. Идеальный дуэт, но явно временный - ведь скоро должен был вернуться Паоло Дибала, куда лучше чувствующий себя рядом с соотечественником.
Обычно так и складывалась прежняя карьера Манджукича - находился игрок моложе, удобнее, Марио садился в запас окончательно, ругался со всеми, в том числе и с партнерами, и затем уходил. Все ждали подобного и здесь, несмотря на прекрасную осень в исполнении хорвата. Но не для того Аллегри тушил огонь в душе Марио, чтобы так просто выкидывать настолько ценного футболиста обратно за пределы поля. С ним Марио обрел истинный покой и нашел себя - после замен хорват не психовал, после стычек не пререкался с судьями, а когда его прямой конкурент забивал - Манджукич реагировал эмоциональнее всех и первым обнимал Гонсало, даже если сам находился на скамейке запасных. Все дело в том, что Аллегри в декабре впервые применил тактику 4-2-3-1, а Манджукича превратил в левого вингера. Вингера в теории, но на практики его роль была куда глобальнее - Марио превратился в главную опцию действующей схемы, которую попросту никто не мог продублировать - широкий таргетмен.
Опция ныне непопулярная, несмотря на то, что она проста и эффективна, а порой и вовсе фундаментальна при построении всей тактики. Проблема в том, что подобрать под все требуемые критерии футболиста невероятно сложно, вероятно только Максу настолько повезло, что в его распоряжении оказался Марио Манджукич, и вдвойне повезло, что никто доселе не видел в нем вингера с самого детства, упорно выставляя во главу атаки.
В чем же оказалось фундаментальное значение перехода Марио на левый фланг в контексте игры за Ювентус?
Футболист такого спектра возможностей обязан всегда находится в позиции ожидания навесов, чтобы беспрепятственно их замыкать. Для этого он должен двигаться без мяча параллельно с вингером на противоположном фланге, успевать забегать в штрафную и выигрывать борьбу за втором этаже. Это кроссы, высокая скорость при высоком росте, чтение позиции и постоянное физическое столкновение с защитниками, чаще всего не в единственном числе. Сложно вспомнить футболиста, лучше справляющегося с подобным функционалом, нежели Манджукич - эталон игры в подобной расстановке пришелся на ответный поединок против Реала, где Ювентус в Мадриде вынес соперника 3:1, но из-за пенальти в концовке был вынужден покинуть Лигу Чемпионов. Манджукич забил два идентичных гола и затем во втором тайме еще дважды был на грани хет-трика, но защитники в этот раз не позволили отличиться.
Использование «широкого» таргетмена связано с упрощением атакующей игры, строящейся вокруг качественных кроссов, что делает этот сценарий полезным в разрезе отдельно взятой встречи, особенно, когда приходится взламывать глубокую оборону. Чтобы свести к минимуму эффективность этой стратегии, необходимо предотвращать кроссы в зародыше, однако у этой тактики есть минус – рушится узость и компактность обороны. Манджукич своими действиями постоянно вынуждал соперника закрывать свою зону сразу двумя или тремя защитниками, что сильнейшим образом вредило остальным зонам, где Игуаин и компания безраздельно властвовали и уничтожали. С помощью Манджукича, действующего на скорости, Ювентус легко отключал прессинг другой команды, вынуждал защитников переходить на другой фланг, а сами включали центр поля и начинали собственные атаки.
Подобная роль на поле приводит к низкой результативности самого футболиста, но при этом его партнеры начинают забивать в большом количестве - и зачастую эти мячи не напоминают трудовые, комбинации проходят куда легче, появляется больше времени на принятие решения и разгон перед ударом. Таким образом, Аллегри наконец продемонстрировал миру, в чем же уникальность и важность Марио Манджукича как футболиста, что делает его единственного в команде по-настоящему незаменимым. Именно левый фланг Ювентуса на долгие годы превратился в главное оружие, с которым соперник ничего не мог поделать. Марио уничтожал всех вингеров и латералей на своем пути, его не смущали ни Карвахаль, ни Беррарди, ни Кандрева - он был неудержим и всегда побеждал.
Когда в 2018 году в клуб был приобретен Криштиану Роналду (вновь старые конспекты), никто не сомневался, что теперь то уж точно уйдет Манджукич - слишком много было вложено в Игуаина, а Дибала так и вовсе превращался в лидера коллектива. Не тут то было. Игуаин сел на лавку, Дибала в очередной раз травмировался, а Манджукич вновь превратился в незаменимого партнера - в этот раз для португальца. Наличие двух массированных угроз на втором этаже в лице Роналду и Манджукича создавало больше возможностей для каждого из них, так как защита не справлялась с тем, чтобы фокусироваться на каждом в этой паре. Их умение сыграть в воздухе сделало Ювентус непобедимым в борьбе на втором этаже в атаке, поскольку эти двое могли менять ролями, используя слабые стороны соперника.
Эталоном в исполнении этого дуэта стал ответный поединок против мадридского Атлетико, где Ювентус сотворил очередной исторический камбэк, в котором Роналду отметился хет-триком, а Манджукич в одиночку обезвредил Година и Хуанфрана, поочередно уводя их за собой из центра штрафной площади, чтобы Криштиану мог забивать. Игуаин ушел в аренду в Милан и затем в Челси, а Дибала все чаще находился в лазарете - но пока на поле был Манджукич, клуб беспрепятственно забирал трофеи пачками.
Болельщики без приукрас боготворили хорватского легионера, по достоинству оценивая его вклад в успех команды. Фанаты видели степень отдачи Манджукича, видели жертвенность и характер, который партнеры перенимали у Марио, и даже несмотря на отсутствие голов именно Манджукичу отдавали предпочтение в выборе своих любимых игроков. Перед матчем с Барселоной в Лиге Чемпионов, где Манджукич из-за травмы не смог выйти на поле в стартовом составе, на трибуне развернули огромнейшее полотно, посвященное именно Марио. Честь получить именной плакат на стадионе доставалась лишь самым любимым, и Марио впервые в своей карьере позволил себе публично пустить слезу, пусть и камеры выхватили ее всего на пару секунд. Возможно ли представить себе растроганного или плачущего Манджукича в футболе Атлетико, Баварии или Вольфсбурга?
Прощание, которое болельщики не забудут и никогда не простят.
Время Аллегри в победоносном Ювентусе подошло к концу. В 2018 году стороны пожали руки и Массимилиано отправился в двухгодичный отпуск. На пост тренера руководство клуба пригласили Маурицио Сарри, который ставил собственный футбол, построенный на вертикальных передачах в касание и где не было места вингерам вариации Марио Манджукича.
Сарри решил поставить в центр собственного проекта Роналду и Дибалу, а Марио исключил из состава. Из аренды вернулся Игуаин, любимец Сарри со времен Наполи, поэтому на поле Манджукичу попросту не было места. Сперва его исключили из заявки на Лигу Чемпионов, но на матчи иногда заявляли. Ближе к зиме хорват полностью исчез с радаров, тренируясь на базе индивидуально. Болельщики не понимали такого решения, изливали свою злость во время игр и конференций, оскорбляли Сарри и требовали у руководства уважения к своему герою. Сам Манджукич впервые в своей карьере взял обет молчания. Он не провоцировал слухи, не спорил, не ругался ни с кем - его уважение к Ювентусу было столь сильным, что он уже не мог себе позволить ни на секунду даже задуматься о склоках.
29 декабря стороны разорвали контракт, и Марио уехал в Аль-Духаиль. Фанаты не понимали такого прощания в угоду Игуаину и Дибале, требовали увольнения Сарри, изгнания Роналду, Игуаина, да хоть кого, лишь бы вернуть Марио. Сам Манджукич сыграл несколько игр за клуб из Дохи, съездил в Милан, где почти не играл из-за травм и постоянного упадка формы, а затем принял решение завершить карьеру футболиста. И сегодня сложно себе даже представить, что Марио играл где-либо еще, кроме Ювентуса, что в черно-белой форме он пробыл всего четыре сезона, а не все десять.
Марио всегда с необъятной теплотой вспоминает о Юве, приезжает на матчи, и по собственному признанию никогда не пропускает их игры по телевизору. Недавно он сказал, что очень скучает по прежней атмосфере и мечтает однажды вернуться: «Я скучаю по Ювентусу. Я хотел бы вернуться в Турин через несколько лет. Там у меня особые отношения с тифози. Я считаю их всех своими братьями». Разве в этих строках читается прежний Манджукич, готовый вступить в конфронтацию со всем миром?
Товарищи по команде всегда тепло отзываются о Марио, а Патрис Эвра придумал прозвище, которое болельщики любят использовать до сих пор и на которое Манджукич никогда не обижался: Мистер No Good - в своем интервью каналу Ювентус Эвра пошутил, что Марио никогда не улыбается и всегда говорит эту фразу на любой вопрос. Разумеется, это была шутка, но учитывая, что на публике Марио почти всегда серьезен, она стала вирусной и моментально разлетелась по всем социальным сетям.
Любовь к родному городу и своей супруге.
Манджукич безумно влюблен в свою малую родину и на протяжении всей своей карьеры старался как мог прославлять родной город. После невероятного выхода в финал Чемпионата мира за сборную Хорватии Марио ходил по полю с хорватским флагом, на котором большими буквами было написано название его дома. На его бутсах на этом же турнире слова Славонски-Брод были прошиты нитками.
В 2016 году Марио приобрел для своей родной школы Марсония много мячей, собственную форму, и даже провел несколько тренировок с подростками. В 2017 году в Хорватии бушевали лесные пожары, и Марио тут же связался с пожарной частью города с вопросом, чем он может им помочь. Его попросили закупить дефицитного оборудования пожарных, что Манджукич тут же сделал и лично привез в Славонски-Брод. Он очень просил оставить пожертвование анонимным, но администрация города не смогла не поблагодарить Манджукича публично и сообщила горожанам, что невероятный футболист на 20 тысяч евро закупил пожарным оснащения и оборудования и помог остановить катастрофу.
По сей день большим увлечением Марио остается керамика. Любовь к этому искусству привила его девушка Ивана, которая постоянно водила Манджукича по его приезду в Славонски-Брод на мастер классы. Продукты лепки от рук Марио выставляются в местном Доме Культуры и не подлежат продаже. Во время Чемпионата мира 2018 года Манджукич и арендовал площадь для просмотра игры Россия - Хорватия и всем пришедшим оплатил пиво и закуски. Весь город видел триумф сборной и самого Марио, который затем забил гол в финале и почти сумел подарить стране недостижимый доселе даже в воображении кубок Чемпионов мира. После турнира Марио отложил отпуск и приехал в родной город поприветствовать жителей. Специально для него мэрия организовала сцену и на встречу собрались абсолютно все местные домочадцы. Мэр вручил Марио грамоту почетного гражданина Славонски-Брод и произнес трогательную речь:
«Сегодня мы приветствуем нашего Марио. Это величайший момент в истории хорватского футбола. Марио – второй хорват, забивший в финале чемпионата мира. Но прежде всего Марио – человек, который не забывает свой город. Это единственный футболист, который носит на бутсах название города, в котором родился. Когда после полуфинала Марио достал флаг Хорватии с надписью Славонски-Брод, многие из тех, кто смотрел матч на площади, заплакали».
Сильнее, чем Славонски-Брод, Марио любит только своих родителей и свою супругу - Ивану Микулич. Что примечательно, на этом информация о ней фактически исчерпана. Ивана родилась в Стриживойне, что недалеко от дома семьи Манджукичей, она очень рано лишилась отца и главного кормильца, поэтому с детства работала и почти не видела собственную мать, также пропадавшую на трех работах.
Ивана посещала школу именно в Славонски-Брод, поскольку в их деревне не было школы, и там познакомилась со старшеклассником Марио. Они вместе переехали в Загреб, правда с разной целью - Манджукича взяли в местную команду, а Ивана поступила в университет. Начиная с тех лет пара неразлучна и живут в любви и гармонии. Ивана избегает прессы, не дает интервью, не появляется в клубах и на дорогих тусовках, а фотографии девушки удавалось сделать только когда она была вместе с Марио.
«Моя личная жизнь утомила бы вас. Лучше всего я ощущаю себя дома, рядом с собакой и девушкой, –рассказывал Манджукич Bild. – Вряд ли у вас есть шанс увидеть меня в городе. Кому-то моя жизнь покажется скучной, но только не мне».
Ювентус стал тем местом, где Манджукич сумел раскрыть не только свой талант, о котором и так было известно, здесь он сумел найти гармонию с собой и стать ключевым элементом в команде, состоящей из одних звезд. Относительно самого Марио понятие звезда не применимо, он не живет как звезда, не играл как звезда, не покорил ни одного звездного рекорда. Непростая судьба и жизнь в постоянной борьбе закалили его и эту часть себя он безраздельно отдал Ювентусу - который перенял этот аспект и сделал элементом собственной ДНК. Болельщики видели это, чувствовали это, и для них Манджукич стал олицетворением Ювентуса. За это Марио навсегда вошел в список легенд клуба и навсегда запомнился болельщикам родным и любимым мистером No Good.
Больше информации и новостей:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE