Сокровище нации. Италия и Ювентус переоценили Даниэле Ругани. Или нет?
20.03.2023, 11:262010 год стал знаковым для итальянского футбола. Причем отнюдь не с хорошей стороны. Начиная с этого момента биографы могут смело фиксировать тотальную деградацию в сфере развития собственных талантов, инфраструктуры, и околофутбольного движения. Это был последний год, когда итальянский клуб в лице Интера взял Лигу Чемпионов. Представители могучего поколения сборной Италии 2006 года либо уже завершали карьеры, либо приближались к этому, а журналисты и руководители футбольных клубов в каждом более-менее одаренном футболисте спешили видеть нового Пирло, Буффона и Дель Пьеро. Индивидуальности в спешном порядке подавлялись в угоду соответствию клубным философиям, элитарные команды все чаще доверяли ветеранам цеха, нежели молодым и дерзким, а талантливые юноши прозябали в арендах, и в итоге о них забывали. Пожалуй, главное разочарование нового поколения - Даниэле Ругани. Футболист, которого называли наследником Несты и Каннаваро, ныне слывет объектом для шуток и проигрывает конкуренцию дебютанту из Серии Б, а ведь ему всего 28 лет. Есть ли надежда на возрождение, или нация все же ошиблась в своем главном сокровище середины 2010-х годов?
И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча Ювентуса.
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Жемчужина Эмполи.
Италия 90-х и Италия 00-х породили стереотип о том, что местный чемпионат слишком скучный, закрытый, и на уровне менталитета футболисты здесь попросту не желают играть в атакующий футбол. Стилистика игры, прозванная Катеначчо (что в буквальном переводе означает дверной засов), действительно имела место быть, но с годами ее роль менялась, а ключевые элементы и вовсе канули в небытие.
Для не вовлеченных в итальянские футбольные страсти фанатов Серия А являет собой заведомо унылое зрелище, которое якобы недостойно внимания, чему виной вышеозначенный стереотип. Но главная особенность чемпионатов Италии любого дивизиона в том, что именно здесь властвует тактика и результат, ради которых приносятся в жертву зрелищность и визуальное удовольствие. Таков итальянский менталитет, отсюда и столь строгая приверженность традициям и постоянные надежды на возрождение Кальчо без каких-либо усилий, просто мол так и должно быть.
Подобное присуще в отношении почти каждой великой футбольной нации: Германию неизменно ассоциируют с педантизмом касательно технической подготовки, Англия - это всегда грубый первобытный футбол с настоящими мужчинами-костоломами, Бразилия - воспитанные улицами технически-подкованные волшебники, которые даже на разминках могут вытворять с мячом такое, что потом будет во всех нарезках видеотрансляций на самых популярных стриминговых сервисах. Вот и у Италии сформировался свой стереотипный образ, который преследует молодых футболистов и по сей день.
Итальянские защитники образца 2006 года сотворили эталон оборонительного футбола, это был последний год, когда Золотой мяч вручили защитнику, а второе место вообще занял вратарь. И спустя четыре года, когда Интер взял золотой требл, пошли серьезные разговоры о том, куда идти дальше? Мальдини, Неста и Каннаваро завершили карьеры, тренеры искали наследников, и хотя большинство болельщиков видело некое прямое наследие в Джорджио Кьеллини, но на одном лишь Кинг-Конге новое поколение не вытянешь, требовалась общая структура подготовки таких футболистов. А футбольные школы все реже выпускали интеллектуалов игры, делая акцент на базовых навыках, уничтожая на корню личностную идентичность. Поэтому все чаще появлялись игроки, раскрывшиеся поздно, как Андреа Бардзальи, Лука Тони и Никола Вентола. А каждый юный представитель обороны, из которого СМИ лепили следующего Мальдини, после удачного дебюта спешил поскорее податься в аренду за минимальной игровой практикой.
На протяжении следующих пяти лет появлялись такие таланты, как Андреа Раноккья и Леонардо Бонуччи, но стоило первому перейти в большой клуб - спустя несколько лет последовал тотальный провал и игровой коллапс, ныне Андреа даже в состав Монцы не проходил и пришлось завершать карьеру из-за обилия травм. А Бонуччи сумел выкарабкаться в топ лучших игроков исключительно за счет куда более сильных Кьеллини и Бардзальи - один сезон в Милане без товарищей сходу показал истинный уровень Леонардо, которого после возвращения в Ювентус освистывает собственный стадион и требует передачи капитанской повязки куда более преданному и талантливому Данило. Были и прецеденты с Романьоли, Ариаудо, Огбонной, каждый из перечисленных в итоге затухал в соответствии с падением собственных амбиций.
И все же главной надеждой Италии в возрождении типажа классического центрального защитника топового уровня стал воспитанник Эмполи Даниэле Ругани.
Ругани воплощал в себе сразу все элементы, присущие защитникам поколения нулевых и десятых. С малых лет Даниэле старался не выполнять исключительно грязную оборонительную работу, а включать интеллект, стараясь предупреждать события и попросту исключать необходимость стелиться в подкатах по заветам Паоло Мальдини, считавшем, что если тебе пришлось идти в подкат, значит ты уже ошибся.
Футбол в исполнении юного Ругани радовал глаз одновременно изяществом исполнения оборонительных элементов и корректной манерой игры. Сезон 2015 года стал ключевым в его карьере - Ругани попал в символическую сборную сезона, став при этом единственным футболистом, который провел без замен все игры и не получил ни одной желтой карточки. И это один из лучших центральных защитников того года!
Этого удавалось достичь способностью Даниэле избегать прямого контакта с соперником и сосредотачиваться на мяче, опережая своего оппонента и за секунду до него успевая вытолкнуть круглого подальше. По большей части, подобная манера игры связана с относительно скромными габаритами игрока - Ругани высокий, но слишком худощавый, поэтому оттеснить соперника плечами или корпусом скорее всего не выйдет. Он предпочитал действовать на опережение, и ему это с успехом удавалось на протяжении всей карьеры в Эмполи. Также в значительной мере развитию подобных навыков помогал Маурицио Сарри, тренирующий команду Ругани и предпочитавший в тот период времени исключительно футбол вторым номером. Это повлияло еще на один навык - точность передач. Ругани в угоду оборонительному футболу предпочитал разыгрывать мяч только с ближайшими партнерами, либо выбивать его подальше, отсюда невероятная для защитника точность паса и отсутствие обрезов как таковых - Даниэле просто не передерживал у себя мяч и моментально стремился от него избавиться.
Помимо игры ногами Ругани превосходно чувствовал всегда себя на втором этаже - высокий рост и отработанный прыжок позволяли не только снимать все верховые мячи, но и нередко забивать со стандартов головой. Тем не менее, вперед Ругани почти никогда не выдвигался, всегда оставаясь в своей зоне на случай, если кто-то из партнеров обрежется или в борьбе упустит мяч - все, как учил Сарри. Разумеется, образцово талантливый защитник вряд ли мог избежать внимания Ювентуса, поэтому в 2012 году Маротта выкупил половину прав на футболиста, дал ему разок побегать с Примаверой клуба, затем отдал его обратно в аренду в Эмполи и спустя три года выкупил контракт целиком.
Несоответствие ожиданиям.
В 2015 году Ювентус дошел до финала Лиги Чемпионов, пройдя по пути Реал Мадрид и Боруссию Дортмунд, оступившись только на умопомрачительной Барселоне. Это был топовый состав, который легко можно было сравнивать с обеими командами Марчелло Липпи и Фабио Капелло. Маротта решил, что команде необходимо поскорее обновлять линии и настала пора внедрять свежую молодую кровь. Массимилиано Аллегри считал иначе, ему требовалось соответствовать ожиданиям руководства и не сбивать заданной планки, поэтому омолаживать состав в тот момент было невыгодно и даже губительно.
Даниэле Ругани перешел в Ювентус, где в обороне играли Штефан Лихтштайнер, Джорджио Кьеллини, Леонардо Бонуччи и Андреа Бардзальи. Юному защитнику требовалось навязать конкуренцию лучшим представителям обороны того времени не только в Италии, но и в мире. Скромный и абсолютно лишенный звездных замашек игрок заметно просел под подобным грузом ответственности, что чувствовалось на тренировках и в те редкие минуты, когда Аллегри выпускал его на поле.
Именно в этом отрезке и произошла та губительная ошибка, которая возможно сломала потенциально успешную карьеру талантливому защитнику и которая в очередной раз укрепила еще один популярный стереотип о том, насколько Ювентус и Аллегри в частности не переносят молодых игроков:
Ругани требовалось продолжать играть на постоянной основе, а Ювентусу в тот год требовался просто резервист для предоставления отдыха основным исполнителям.
Осенью Аллегри не чурался использовать Ругани почаще, в период группового этапа Лиги Чемпионов требовалось выдерживать темп игры каждые три матча, поэтому Даниэле позволялось иногда выходить в основе в Серии А против менее именитых оппонентов. Ругани, понимая, что эти игры - его единственный шанс хоть как-то показать себя в ближайшие месяцы, настолько боялся сделать неверное движение, что зачастую предпочитал вообще ничего не делать, лишь бы не сплоховать. Его пасы, все без исключения, шли партнеру рядом или вратарю в ноги, все попытки отобрать мяч заканчивались либо неудачей, либо нарушением правил, единственная отрада - хорошая игра на втором этаже, этот навык и по сей день Ругани исполняет на высоком уровне.
Разумеется, такой защитник не мог претендовать на нечто большее, чем ближайший резерв, поэтому Аллегри продолжал мариновать Даниэле на лавке. Мало кто мог его в этом винить, поскольку выходя на поле, Ругани больше мешал, нежели помогал, поэтому бессмысленно было спорить об очевидных вещах. Главный талант своего поколения безропотно сидел в запасе и ждал редких минут игрового времени, чтобы в очередной раз постараться не накосячить.
Это стало отражаться и на ментальном состоянии - Ругани буквально снедала депрессия и отчаяние в первые годы карьеры в Ювентусе, он не играл неделями, а порой и месяцами, из третьего защитника превращался в четвертого, а затем и вовсе в кандидата на трансфер. Некоторые болельщики продолжали надеяться на то, что Кьеллини и Бардзальи готовились завершать карьеры, поэтому двери для Ругани вскоре окажутся открытыми. Но клуб так не считал - трансферные окна приводили в состав Бенатия, Де Лигта, Бремера - Ругани всегда оставался запасным игроком для запасных игроков.
Съездив в аренду в более скромный Кальяри, Ругани даже там не сумел закрепиться в качестве основного и вернулся обратно в Ювентус в прежнем статусе дальнего резервиста. В команду прибыл Гатти из Серии Б, который выступает куда чаще Ругани, а после перехода Аллегри на схему в три центральных защитника роль партнеров для Бонуччи и Бремера поочередно исполняют фланговые футболисты Сандро и Данило - настолько в Ругани не нуждаются. И вряд ли когда-то в принципе нуждались.
Это конец?
Отнюдь нет. Как написано в аннотации, Ругани всего 28 лет. Для итальянского защитника, он еще даже не вступил в период расцвета формы, хотя большинство критиков и болельщиков его давно уже списали. Для Даниэле сейчас наступает время переоценки приоритетов. И только от него зависит дальнейшая судьба.
Потенциал молодого защитника был возвышен в абсолют в период тотального кризиса кадров в Италии. Основную погоду делали легионеры или более старшее поколение, в то время, как итальянская молодежь бродила по вторым и третьим дивизионам в поисках наиболее подходящего для себя несистемного футбола, который в Италии найти невероятно сложно. Однако сейчас смена поколений застала и тренерский цех - в командах даже топового уровня можно встретить молодых специалистов с более прогрессивным взглядом на тактические изыски прежних лет. Такие тренеры, как Палладино и Пирло любят строить футбол вокруг индивидуальных качеств своих сильнейших футболистов, а не рубить на корню таланты в угоду принципу «всегда работало, значит и сейчас сработает».
Проседание физических данных многих футболистов в эпоху обязательной игры каждые 2-3 дня привело к возникновению хронических травм поголовно у ведущих игроков, поэтому молодежь играет все больше, а шансы появляются все чаще. И это - золотое время для уже опытного защитника Даниэле Ругани, чтобы по-настоящему заявить о себе. Важно лишь подобрать клуб и тренера под стать своим талантам.
Все перечисленные качества, присущие юному Ругани, никуда не делись. Напротив, к ним добавился ворох новых - годы игры рядом с такими плеймейкерами, как Бонуччи и Пьянич, не прошли даром: Ругани научился лучше держать и вести мяч, куда чаще пробует дальние передачи и даже высокие забросы вперед на нападающих после успешного контрпрессинга. Ругани куда лучше справляется с подстраховкой правого фланга, что позволяет Данило уходить выше и не бояться оголять тылы. Разумеется, отсутствие практики сильно бьет по исходному уровню игры, но даже в те редкие минуты, что Ругани на поле, невооруженным взглядом видно, что его коленки больше не дрожат, как раньше.
Смущает сам факт того, что Даниэле особо никуда и не стремится. Его полностью устраивает статус резервного футболиста с очень высокой зарплатой, он не запрашивает трансфер или аренду, постит атмосферные фотографии со своей девушкой и часто мелькает на пляжах лучших курортов мира. Ругани получает от жизни все и явно доволен текущим положением вещей. И именно это, по всей видимости, окончательно загубит даже тот вяло пробивающийся потенциал, что до сих пор сохранился под пластом лет без футбола.
В Ювентусе для Ругани абсолютно нет никаких перспектив. Клуб никогда не рассматривал футболиста в качестве возможной замены лидерам, было бы странно рассчитывать на это сейчас. Даже если Аллегри покинет в ближайшее время занимаемый пост, новому тренеру наверняка захочется пополнить состав более качественным исполнителем, а не пытаться реанимировать карьеру защитнику, которому самому это уже как будто и не нужно. Даниэле может либо найти в себе силы снизить амбиции и оставить любимый с детства клуб ради куда более приземленных целей, либо досидеть до конца контракта и спокойно обрести себя в клубе условной Серии Б, где с него будет такой же низкий спрос и такая же слабая отдача. Как бы то ни было, Ругани еще слишком далек от регресса и может в любой момент возродить собственную карьеру. Главное - захотеть.
Больше информации и новостей: