Герои дня: Стивен Аппиа

rat 26.12.2024, 12:48

Стивен Аппиа родился 24 декабря 1980 года в Аккре, Гана. В 17 лет он перебрался в Италию, где начал свою карьеру в клубах «Удинезе», «Парма» и «Брешиа», продемонстрировав отличные физические данные и отличное видение игры. Это был сильный, универсальный полузащитник с хорошими техническими навыками и способностью как бороться, так и придумывать игру. В 2003 году он присоединился к «Ювентусу» в эпоху Липпи, сразу же показав себя в летних товарищеских матчах. Однако для команды этот сезон был трудным: «Ювентус» не смог вернуться на тот уровень, который был в предыдущие два года, и Аппиа, хоть и играл много, демонстрировал не всегда стабильные результаты. По итогам сезона он провел 30 матчей и забил один гол — в ворота «Сампдории» в последнем домашнем матче.

Лучший момент в сезоне для Аппиа наступил летом 2004 года. Он был капитаном сборной Ганы на Олимпийских играх в Афинах, где продемонстрировал великолепную игру и стал одним из лучших игроков турнира. Это выступление принесло ему место в составе «Ювентуса» под руководством Фабио Капелло. Однако конкуренция с новым приобретением — Эмерсоном — не позволила Аппиа закрепиться в стартовом составе на постоянной основе. Его звездный момент пришел в конце сезона, когда он сыграл выдающийся матч против «Лечче», забив отличный гол в контратаке, а также поразил ворота «Кальяри» в своем прощальном матче в Турине.

«Эти два года в «Ювентусе» стали для меня особенными: великий клуб, потрясающие партнёры по команде, всё было замечательно. Помню, после первого тренировки я пошел ужинать с Джиджи Буффоном, которого знал еще с времен игры в «Парме». Он подшутил надо мной: «У нас новый кладовщик, ты что здесь делаешь? Представься!». Я ответил: «Друг, вместо того чтобы болтать ерунду, сходи сделай мне салат без помидоров и лука, но с тунцом!» Вся команда рассмеялась, даже тренер Липпи и директор Моджи, нам всем было очень весело».

После «Ювентуса» Аппиа перебрался в Турцию, в «Фенербахче», где надеялся на новый этап в своей карьере, но встретился с рядом проблем и неудач.

ФАБИО ЭЛЛЕНА, ИЗ HURRÀ JUVENTUS. Октябрь 2003

«Один звонок может продлить жизнь», — гласила популярная фраза несколько лет назад. Было ли так с Стивеном Аппиа, и действительно ли его жизнь продлили, пока неизвестно, но, без сомнения, она сильно изменилась. Звонок с мобильного телефона и знакомый голос с другого конца: «Привет, Стивен? Это Лилиан Тюрам. Ты знаешь, что в следующем году мы будем играть вместе в «Ювентусе»?»

Это был красивый и забавный момент, который молодой ганец подал с присущим ему обаянием:

«Я как раз собирался поехать на Кубок Африки в Руанду с моей сборной. И тут мне звонит Лилиан, мой друг ещё с времён в «Парме», и сообщает эту новость, а потом говорит, что Лучано Моджи хочет со мной поговорить. Я подумал, что это шутка, но позвонил директору, и когда он пригласил меня на медицинский осмотр, я понял, что всё это правда. Теперь я здесь, и очень рад и горд быть игроком «Ювентуса».

Так началось его приключение в «Ювентусе», последний эпизод в истории, которая заслуживает отдельного рассказа. Всё началось в его родном в Гане. Старший из четырёх детей (у него есть брат Альберт и две сестры — Августина и Вивиан, самая младшая, ей всего 15 лет), он начал свою яркую карьеру в юношеской команде под названием «Майти Виктори». Талант был очевиден и не ускользнул от местных скаутов. В возрасте 16 лет он дебютировал в высшем дивизионе Ганы в составе «Хартс оф Оук», а также попал в молодёжные сборные, которые стали настоящим трамплином для его перехода в Европу.

Первая остановка — Турция, «Галатасарай». Да, вы правильно прочитали — именно тот «Галатасарай», который сейчас является соперником «Ювентуса» по Лиге чемпионов. «В 1997 году мой агент привёз меня и других ганцев в Стамбул. Я месяц пробовался в клубе, но в итоге турецкие руководители решили не подписывать контракт, потому что я был слишком худым. Так что, вместо того чтобы остаться в Турции, я оказался в Италии. Когда я был в «Парме», перед матчем с «Фиорентиной», мне посчастливилось встретиться с Фатихом Теримом, и он меня всё ещё узнал. Встреча в Лиге чемпионов? Я рад, что мы выиграли матч в Турине, но теперь хочу хорошо сыграть у них дома, чтобы доказать, что в своё время они ошиблись в своём выборе».

Вместо Стамбула и «Галатасарая» новым домом Стивена стали Фриули, Удине и «Удинезе». Сразу же он надевает «черно-белую» футболку, знак судьбы, который позже повторится. Несколько проблем с едой и наставник по футболу и жизни — Альберто Дзаккерони. «Когда я приехал в Италию, я не знал местной кухни, поэтому ел только печенье и мороженое. Потом я научился ценить итальянскую кухню, и должен сказать, что не мог бы оказаться в лучшем месте. Кроме этого, Удине стал для меня важной вехой. Меня очень хорошо встретили как партнеры по команде, так и болельщики. Все шло хорошо, особенно благодаря Дзаккерони. Я помню свой дебют в Милане против «Милана» и, на следующей неделе, игру в стартовом составе, когда мы победили «Рому» 4:2. Тренер сказал мне: «Стивен, если ты ошибешься в двух-трех передачах, ничего страшного, но если ошибёшься в четырех, сразу сядешь на скамейку». Эта шутка меня рассмешила, но именно тогда я понял, что он верит в меня».

Если класс молодого игрока не остался незамеченным в Гане, то в Италии его способности сразу привлекли внимание. Крупные клубы начали присматриваться к нему, и вскоре поступил звонок из «Пармы», которая хотела продолжать поддерживать статус элитного клуба итальянского футбола. Однако приключение началось с задержкой из-за проблемы со здоровьем, которая надолго оставила его вне игры. «В 1999 году мне пришлось поехать в Чикаго для лечения. К счастью, все прошло хорошо, и в 2000 году я оказался в Эмилии. Здесь я тоже очень быстро вжился, познакомился с отличными ребятами, среди которых были Буффон, Тюрам и Ди Вайо, которых я позже встретил в «Ювентусе». К сожалению, я не получил возможность играть много, поскольку на моей позиции было много игроков, а тренеры не всегда верили в мои способности».

Лето 2002 года принесло поворотный момент. «Парма» отпускает его в аренду в «Брешию», чтобы дать возможность провести год с большим количеством матчей. И это стало успехом. Его дружелюбие и открытость сделали его любимцем болельщиков, а технические качества позволили ему вписаться в игру Карло Маццоне. Результат: 31 матч и 7 голов — отличный показатель для полузащитника. Невероятно для игрока, который за пять лет не забивал ни одного гола. «Это был потрясающий год. Я оказался в очень сплоченной команде, которая приняла меня с распростертыми объятиями. Маццоне давал мне играть постоянно, и я смог провести отличный чемпионат. Голеадор Аппиа? Перед дебютом против «Пьяченцы» тренер сказал мне: «У тебя хороший удар, почему бы не попробовать?». Благодаря Баджо и Тони, которые помогали в атаке, у меня было много шансов забить».

Это чувство, связанное с голами, объединяется с другим. Судьба, похоже, снова вмешивается: две игры «Брешии» на «Делле Альпи» — два гола Аппиа. «Против «Торино» мы сыграли все отлично и заслуженно победили. Против «Ювентуса» не получилось так хорошо. Видимо, я уже понял, что этот стадион мне приносит удачу. Надеюсь, что забью здесь еще много голов».

Гол против своих будущих партнеров по команде, против своего будущего тренера — того самого Марчелло Липпи, который уже давно занес его имя в список трансферов на следующий сезон. Этот гол, однако, не остановил «Ювентус», который спустя несколько недель уже мог праздновать свое 27-е чемпионство. Но как же Аппиа видел «Ювентус» с позиции соперника? «Ювентус — это «Ювентус», высший класс. Сразу видно было отличие от других команд. Невозможно было не заметить, что все играют вместе, в раздевалке царит потрясающая атмосфера. Должен признаться, что когда я приехал сюда, думал, что будет трудно влиться, потому что здесь играют великие игроки. Однако все сразу показали себя дружелюбными и открытыми со мной. Я не мог не заметить, какой это исключительный коллектив».

Коллектив, команда, но лучше сказать — целый народ, те самые «бьянконери», которые приняли его с распростертыми объятиями. Этот ганец быстро оправдал возложенные на него ожидания. Этикетка «открытие сезона», которая прицепилась к нему после года в «Брешии», быстро была заменена на звание «чемпион». Напористость, класс и, прежде всего, невероятная легкость, с которой он делает даже самые сложные вещи простыми. Абсолютно естественное вливание в тактические схемы команды и в сердца болельщиков. Аппиа сразу же отдает всё «Ювентусу», а «Ювентус» немедленно дарит ему первую радость — победу в Суперкубке в Нью-Йорке. «До того как я приехал сюда, я мог похвастаться только победой в Кубке Италии с «Пармой». Хорошо, что победа в Суперкубке пришла так быстро. Мне нужно привыкнуть, потому что «Ювентус» умеет побеждать и может научить меня этому. Это, без сомнения, самая сильная команда, в которой я когда-либо играл, и с этой командой я хочу достичь многого. С самого летнего сбора я слышал от болельщиков просьбы о победе в Лиге чемпионов. Но я еще ничего не выиграл, и меня это не устраивает. Я сказал это даже Дел Пьеро: 2Алессандро, вы много выигрывали, а я нет. Поэтому я хочу чемпионство и Лигу чемпионов». Я хочу выиграть что-то, точнее, хочу выиграть все, если это возможно».

У парня четкие цели. Побеждать для «Ювентуса», для себя и для своей родины. Для той самой Африки, которая становится все более родным домом для молодых чемпионов, стремящихся заявить о себе в Европе и мире. Африка, которая в «Ювентусе» до этого была связана только с именем Олисе, который провел один год в Турине, но не оставил заметного следа. Еще одна причина для Аппиа, чтобы проявить себя в черно-белой футболке: «Тот, кто играет в такой великой команде, как «Ювентус», «Реал» или «Манчестер», должен быть флагом Африки. Играя в Лиге чемпионов, у тебя есть шанс быть замеченным и в нашем континенте, и это здорово, что африканцы могут увидеть одного из своих в таких престижных клубах. Надеюсь, что мы продолжим так же».

Так что, удачи, Стивен! Пусть и в Гане, и в Африке гордятся твоими победами с «Ювентусом».

La Repubblica, 11 февраля 2009 года

В возрасте 28 лет (по некоторым данным) герой Ганы, капитан своей сборной, которая принимала участие в последнем Кубке Африки, вынужден скрываться, чтобы продолжить карьеру футболиста. Стивен Аппиа, талантливый и мощный полузащитник, игравший за «Удинезе», «Парму», «Брешию» и «Ювентус», имеет в Италии жену и троих детей. В эти дни он тренируется под вымышленным именем в Марбелье на побережье Андалусии с «Рубином», клубом, который с ноября прошлого года является чемпионом России. Из-за холодной зимы в Татартстане клуб был вынужден проводить тренировки на испанском курорте.

Эпическое странствие Аппиа превращается в тайное бегство, скрывающегося из-за долгов. Молодой ганец накопил огромные задолженности по каждому подписанному контракту. Последний юридический спор был с его последним клубом — турецким «Фенербахче», с которым он подписал контракт в 2005 году. Из-за эмболии ноги, которая была плохо вылечена, он едва не погиб. Новый агент Стивена, Лука Пагани, бывший PR-директор ночных клубов Ломбардии, рассказывает: «В конце концов Аппиа потребовал 21 млн евро компенсации от турок, включая деньги за пропущенный Кубок Африки, и «Фенербахче» ответил иском о возмещении убытков в 12 млн евро за нарушение контракта».

В сезоне 2008/09 Аппиа выслушал несколько скромных предложений от итальянских клубов: «Ювентус», «Брешия», затем «Торино». Также было небольшое предложение от «Милана». Но все клубы, столкнувшись с юридическими проблемами, связанными с иском FIFA и множеством судебных дел против игрока в Италии, отклонили предложения Стивена. Он не вернется в Италию. Тогда Аппиа решил поехать в Лондон, чтобы тренироваться с «Тоттенхэмом», но, не получив и этого контракта, продолжил скрываться от взысканий, сменив имя в Испании и обдумывая будущее в российском чемпионате.

Вся история Стивена Аппиа — это рассказ о человеке, живущем в тени. Молодая звезда «Хартс оф Оук» приехала в Италию едва ли не ребенком, в футболке с короткими рукавами, в феврале, в аэропорт Удине. Ему дали спортивный костюм клуба, и в первые месяцы он ел только мороженое, так как не знал итальянской кухни. Лучшие агенты футбола Ганы рассказывают, что Стивен, как и многие другие африканские игроки, стремившиеся попасть в Европу, изменил свой паспорт, снизив возраст на два года. Приехав в Италию, он проявил себя удивительными голами и легендарными вечеринками с девушками из Украины, но, что важнее, новыми долгами. Он покинул агентство Canovi, а его первым наставником был Доминико Риччи, который знал африканский футбол как никто другой.

Сегодня ему предъявили 105 тыс евро задолженности по агентским услугам, и приговор в суде Рима близок. Поменяв агента на Сантьяго Моррассо, Аппиа сумел обставит и его, забыв о продлении контракта с «Ювентусом» (1,8 млн евро) и неоплаченных счетах за коммунальные услуги. Суд Рима постановил, что Аппиа должен Моррассо 580 тыс евро, но так как футболист недоступен, суд вынес решение, что бывший агент FIFA должен заплатить 25 тыс евро за налоговые сборы.

Да, Стивен продолжает скрываться. Его жена и трое детей живут в доме с гаражом (с роскошным автомобилем) на холмах Турина, но он сам живет в Никельино, пригороде города, в многоэтажке, где проживают нелегальные иммигранты. За пределами его законной квартиры нет дверного звонка, почтовые ящики вырваны, и судебный пристав, который боится подходить к этому дому, составил отчёт о его недоступности.

Стивену Аппиа также предъявил иск старый хозяин квартиры в Турине, на которой он жил, когда играл за «Ювентус». Прощаясь с Италией, Аппиа устроил прощальную вечеринку, пригласив ганцев и очередных девушек из Украины: они разрушили все, вырвав умывальники, двери, окна и оставили море разлитого шампанского. Адвокат Маттиа Граccани, который часто спасал игрока, также не получил ден. Он потребовал 400 тыс евро, из которых удалось вернуть лишь 40 тыс.

Хороший парень с точным ударом живет в условиях скрытности и теперь может продолжить свою карьеру побегом в холодный Татарстан, чтобы не только продолжить карьеру футболиста, но и избежать долгов.

По материалу Стефано Бедески на tuttojuve

0 0