Герой дня: Штефан Лихтштайнер

rat 16.01.2025, 14:55

«Прибывает прямой поезд из Рима! Пожалуйста, отойдите от желтой линии!» Нет, речь идет не о пассажире, а о самом поезде. И, если быть точнее, о швейцарском экспрессе, который на протяжении 7 долгих лет бороздил правый фланг «Ювентуса». Его имя — Штефан Лихтштайнер: 258 матчей, 15 голов, 7 чемпионских титулов, 4 Кубка Италии, 3 Суперкубка Италии и 2 финала Лиги чемпионов в его послужном списке.

Джанкарло Ливиано Д’Арканджело, Juventibus.com, 1 июня 2018

В центральной части поля открывается коридор — двадцать, тридцать метров свободного пространства. Андреа Пирло — но разве он не был медленным, уставшим, измотанным? — движется вперед с высоко поднятой головой.

Он не Ахиллес, не самый быстрый, но у него хороший ритм. На коротких дистанциях бежать с мячом у ног или без него — для него одно и то же. Его рывок внезапен. Первый соперник в желтой форме пытается остановить его чуть раньше линии штрафной, смещаясь к центру с правого фланга. У Пирло мяч на его волшебной правой ноге. Он делает вид, что переводит его на левую, чтобы ударить, но затем резко меняет направление — внезапный и привычный для него финт. Это не просто ловкость, это работа головой, воображение.

Прежде чем кто-либо — на поле, дома или на трибунах — успевает что-то понять, холодный визионер зеленого газона уже знает, что делать. Он знает, что за его спиной, с правой боковой линии, бежит человек. Потому что этот человек не делает ничего другого: он всегда бежит, бежит по особенному. Сначала сомневаясь, выжидая, а затем внезапно набирая силу, с увеличивающейся частотой, с твердыми и гладкими бедрами, которые вращаются, как торнадо.

Человек, который всегда бежит, — это Штефан Лихтштайнер. К зеленым полям он привык с детства, проведенного на лугах Адлигенсвиля, деревни, принадлежавшей Габсбургам. И Стефан во всем габсбургский: габсбургский, когда он ищет выход в штрафную по четким указаниям, солдатский и дисциплинированный в схемах, а значит, снова габсбургский, когда он контролирует пространство.

Пирло обладает периферийным зрением, достойным аэрокосмического радара, и своими волшебными ногами вычерчивает идеальную траекторию — легкий навес, мяч летит в штрафную, за линию обороны соперника, прямо на правую ногу человека, который бежит с тылов.

Стефан вытягивает правую ногу в длинном выпаде. Он не просто мягко останавливает мяч, как это сделал бы фантазиста, — нет, но контроль у него получается точным, и уже в движении, почти в полете, он делает резкий дриблинг. Мяч ложится удобно на левую ногу, остается только подтолкнуть его в сетку. Лихт выполняет удар, и с трибун раздается гул, арена взрывается. Затем он бросается в дикий, адреналиновый забег, словно скакун на поле битвы. Один из товарищей по команде, в радостном порыве, догоняет его и валит на землю: это снова Пирло, в редком приступе смеха и неконтролируемой радости. И, оглядываясь назад, сейчас становится ясно, что это не просто гол, который празднуют.

Здесь есть что-то большее. Здесь есть замысел, схема, отработанная в напряженные дни перед матчем, на тренировках (когда все получалось слишком легко), которая оказалась смертоносной и в игре. Это точный знак.

В ткани только что произошедшего события скрывается предзнаменование: что-то еще, что пульсирует одновременно с ликованием на поле и развевающимися флагами, что-то невидимое, но уже становящееся реальностью.

Никто тогда не мог этого представить, но Большой взрыв, момент, когда рождается новая жизнь, только что произошел.

Только что родился миф — «Ювентус» рекордов, и первым шагом к этому стал гол, забитый тем, кого меньше всего ожидали увидеть в роли героя, одним из четырех семикратных чемпионов. Непобедимая команда начинает формироваться на фундаменте того незабываемого момента — первого официального гола в черно-белой форме на «Ювентус Стэдиум», и этот гол забил солдат Штефан.

Пирло и Лихтштайнер — два новых приобретения.

Реджисту Пирло «Милан» отпустил, считая, что его карьера подходит к концу. А «поршень» Лихтштайнер был вырван у «Лацио» за 10 млн евро — внушительная сумма по меркам семилетней давности, особенно для защитника. В «Лацио» швейцарец выступал достойно: три полных сезона, 100 матчей и 3 гола в чемпионате. Не техника уровня Пеле, но трудолюбие, мощные легкие, медленный бег и быстрый шаг — вперед и назад, по диагонали и безумно, если нужно отыграться. А еще — несгибаемый характер, упрямый, строптивый и неистовый на поле, но дисциплинированный и педантичный за его пределами.

Тот, кто его привел в команду, был таким же неистовым, и взаимопонимание возникло мгновенно. Антонио Конте понимает, что Лихтштайнер — верный солдат, непоколебимый, и, более того, его можно «обработать». Он зрелый, но продолжает улучшаться. Его генерал обожает его, и на протяжении трех сезонов швейцарец остается незаменимым. Появляются и голы — не так много, но всегда очень похожие. Если не Пирло смещается в центр, меняет направление, замечает его розовые щеки, как у Хайди, в яростном рывке к воротам и отдает пас (как в Бергамо в сезоне 2011-2012, в голе, который стал копией гола «Большого взрыва»), то это Вучинич, игрок с левого фланга, меняющий игру, или Погба.

Но постоянным остается рывок Лихта — внезапный и в то же время выверенный. Это вопрос молниеносности.

Его удары не всегда безупречны, но эффективны. И, помимо голов, вклад Лихтштайнера многогранен: атака, защита, контроль фланга (когда он не сталкивается с более техничными и быстрыми соперниками, что случается редко), а также его харизматичная вспыльчивость, направленная на яркие протесты, которые приносят ему множество желтых карточек и изредка красные. Лихт почти всегда оказывается больше чем полезным, он воплощает дух «Ювентуса» (не только классическое и официальное «победа — это единственное, что имеет значение», но и неофициальное «мы работаем как рабочая команда, скромно и молча»). Он ошибается редко.

Энрико Дзамбруно, из Hurrà Juventus, январь 2013

В «Ювентусе», который борется, забивает, радует, создает зрелище и никогда не сдается, он всегда на передовой. Для Штефана Лихтштайнера победа — это приоритет. Он один из тех, кто проявляет себя в самые трудные моменты, как умеют только великие спортсмены. Швейцарец любит рычать, бежать, бить и удивлять: не случайно, что за полтора года он уже завоевал сердца болельщиков.

Штефан, чего вы ждете от 2013 года?

«В Италии мы хотим подтвердить звание чемпионов, хотя соперников много. «Интер», «Наполи», «Лацио», «Рома» и «Милан» — нужно быть внимательными ко всем. В Лиге чемпионов мечтать ничего не стоит, поэтому правильно верить в себя до конца. Нужна и удача, чтобы пройти дальше, как это было с «Челси» прошлой весной. Путь, который мы прошли до сих пор, очень важен, особенно учитывая, что мы попали во вторую самую сложную группу после группы «Реала». Единственное сожаление — ничья с «Копенгагеном». В будущем такого больше не должно происходить. Мы — «Ювентус», и «Норшелланн» мы обязаны обыгрывать».

Каким был для вас 2012 год?

«Это был прекрасный год. Мы выиграли чемпионат и Суперкубок Италии, играя в отличный футбол. Клуб ждет от нас, игроков, результатов, здесь нужно побеждать. У нас это получилось, и мы хотим продолжать идти по этому пути».

Какое изображение стало символом прошедшего года?

«Групповое фото со Скудетто в Турине после матча «Ювентус» — «Аталанта» 13 мая. Затем я выбираю фото с Суперкубком в Пекине — еще одна большая радость. Личные достижения, а их, к счастью, было много, стоят на втором плане. На первом месте всегда команда: мы разделили прекрасные моменты вместе. Группа важнее всего».

Как вы оцениваете этот период своей карьеры?

«Сейчас вы видите лучшего Лихтштайнера. Я играю в одной из сильнейших команд мира, которая практикует международный и очень гармоничный футбол. Раньше, в других командах, я тоже играл хорошо. Но сейчас я стал лучше: в 2012 году, например, я сделал самый большой шаг вперед в последних 20 метрах, открываясь с движениями нападающего. Конечно, я могу еще прогрессировать, но факт в том, что я стал более точным и решительным у ворот соперника».

Ваши лучшие матчи?

«Дома против «Челси» и на «Донбасс Арене» против «Шахтера».

Вы сразу вошли в историю этого клуба. Первый гол на «Ювентус Стэдиум» забили вы, как и первый гол в этом сезоне. Какие у вас отношения с голами?

«Я становлюсь лучше в завершении атак. С тех пор, как я в Турине, я забил четыре гола, и все они разные. В этом сезоне я играю выше, чувствую ворота. Самый красивый гол — это, конечно, тот, который «открыл» стадион. Затем я бы выделил гол в Палермо, где Вучинич отдал мне отличный пас, гол в Бергамо против «Аталанты» и, наконец, гол в этом сезоне в первом матче против «Пармы».

Давайте вернемся к лету 2011 года. Вы пришли в «Ювентус» и встретили Антонио Конте. Какой он тренер?

«Победитель. Перед тем как присоединиться к «Ювентусу», я долго разговаривал с тренером, и я выбрал этот клуб во многом из-за него. Я был уверен в проекте и его желании вернуть клуб к величию. Он никогда не сдается. Даже когда ты лидируешь в таблице, он говорит, что мы еще ничего не добились. Он всегда подталкивает тебя к тому, чтобы выкладываться на максимум. Он никогда не дает тебе расслабиться. Эти качества помогают команде побеждать. Видеоанализ, тренажерный зал и тактика — вот его секреты. И, конечно, общение. Он дает мне много советов, не упуская ни одной детали».

Он лучший тренер в вашей карьере?

«Да, и он самый подготовленный. Наравне с ним я бы поставил Оттмара Хитцфельда, нынешнего тренера сборной Швейцарии, человека, который в своей карьере выиграл практически все с клубами».

Кстати, о Швейцарии: какая сейчас сборная?

«Самая сильная за всю историю, как говорят. Действительно, мы участвовали в последних четырех крупных турнирах, пропустив только Евро-2012. У нас отличная команда, хотя состав немного ограничен, не такой глубокий, как хотелось бы. Сейчас мы сосредоточены на квалификации к чемпионату мира в Бразилии. Я уверен в нас».

Недавно вы сыграли в еще одном итальянском дерби — против «Торино», после того как пережили дерби в Риме. В чем разница?

«Огромная. Честно говоря, это дерби я вообще не почувствовал. В Риме же оно стоит целого чемпионата».

Что вам нравится в Турине?

«Многое. Прежде всего, красота города. Он спокойный и идеально подходит для семьи. Мне очень нравится вежливость людей. Как и в Риме, здесь везде говорят о футболе, но это в ДНК итальянцев, и это здорово. У меня и моей семьи есть свои привычки: суши на вынос по четвергам, прогулки по центру и концерты. Последний? Концерт Лауры Паузини. Я обожаю итальянскую музыку, недавно купил альбом Джанны Наннини».

С кем из партнеров вы больше всего сблизились?

«Со всей раздевалкой, у нас хорошие отношения. В прошлом сезоне особенно с Алексом Маннингером, так как мы оба говорим по-немецки. Я часто с ним общаюсь, он друг. В этом сезоне у меня сложились отличные отношения с Полем Погба».

Какой он игрок, этот француз?

«Я никогда не видел такого универсального 19-летнего парня. Он феномен. В ближайшее время он станет одним из сильнейших полузащитников в мире. Сейчас ему не хватает только опыта, который придет со временем».

Кто самый веселый в команде?

«Симоне Пепе. В раздевалке он больше всех шутит. Я желаю ему всего наилучшего и надеюсь скоро увидеть его на поле».

Пирло заслужил «Золотой мяч»?

«Да, без сомнения. Технически он феномен, у него невероятный футбольный интеллект. Он ориентир для всех нас. «Золотой мяч» — это сложная награда, в этом году на нее претендуют игроки уровня Месси, Роналду, Хави и Иньесты, чтобы назвать лишь несколько. Но Андреа действительно великий игрок. Для меня — единственный».

Джанкарло Ливиано Д’Арканджело, Juventibus.com, 1 июня 2018 (часть вторая)

Лучшим матчем в трехлетний период Конте стал финал Суперкубка Италии 18 августа 2013 года. «Ювентус» доминировал на «Олимпико» против «Лацио», разгромив соперника со счетом 4:0. Штефан против своей бывшей команды оформил два ассиста: один — грязный, на Погба, а второй — на фантастическом вертикальном контратаке, каких давно не видели. Он пронесся по флангу, как бульдозер, и отдал простой пас на Кьеллини, который вырвался вперед в незабываемом рывке. Затем он забил гол в стиле Джорджа Веа: проник в центр, сыграл в одно касание, получил обратный пас пяткой не глядя, вошел в штрафную, как нож в масло, и аккуратно пробил в угол, как будто играл в мини-футбол на пляжах Копакабаны.

Тем временем, среди яростных рывков, отборов, протестов, множества ассистов и не меньшего количества точных навесов на соперников, Штефан каждый год побеждал — и понемногу старел. Ушел Конте, пришел Аллегри, но роль Лихтштайнера не изменилась. 49 матчей за сезон, дубль и финал в Берлине, где он безуспешно пытался помешать Ракитичу забить и не сыграл на уровне Торричелли. В следующем сезоне он с легкостью преодолел даже проблемы с аритмией, которые возникли у него в матче с «Фрозиноне». Через месяц он уже был снова на поле, 32-летний и практически без конкурентов.

Исла выглядел как случайный прохожий, решивший пробежаться вдоль реки По, не имея понятия о футболе, — бег и выносливость, но без малейшего понимания игры. Касерес был больше универсалом, играл и на фланге, и в центре защиты, но его характеристики были слишком оборонительными для уже почти балетного 3-5-2, который все еще не мог раскрыться. Штефан вернулся в стартовый состав в матче Лиги чемпионов против «Мёнхенгладбаха» и внезапно стал похож на Пауля Брайтнера, забив, возможно, самый красивый гол в своей карьере в своем фирменном стиле. Он спас «Ювентус», который остался вдесятером и проигрывал целеустремленным немцам: навес Погба и диагональный удар с лета безумного нападающего, который в каждой битве выкладывается по полной — это точно.

Пять лет, пять Скудетто, два Кубка Италии, три Суперкубка Италии и один финал Лиги чемпионов. Неплохо для человека, с которого начался «Большой взрыв». Однако в 33 года, с тысячами километров в ногах, на его пути появляется достойный соперник: Дани Алвес, бразилец, свободный агент после ухода из «Барселоны», по сути, его антипод. Техничный и виртуозный, многократный чемпион, танцующий на фланге, внешне анархичный, но на деле крайне эффективный. Он на год старше по возрасту, но биологически моложе, учитывая расслабленный и размеренный стиль «тики-таки». И да, он шумный и экстравагантный, но при этом профессионал до мозга костей, что полностью противоположно образу солдата Штефана, для которого форма — это вторая кожа. Без Пирло и былой скорости его эффективность снижается: меньше рывков, голов и решающих действий, хотя он по-прежнему демонстрирует привычную самоотдачу.

Намечается и разлад с командой: Лихтштайнер становится летней мечтой «Интера», готового воспользоваться недовольством игрока, который всегда на передовой, но теперь сталкивается с новыми порядками в иерархии. Скамейка запасных явно не для него, и переход в «нерадзурри» кажется почти решенным. Но кто на самом деле этого хочет? Этого мы никогда не узнаем. Затем кто-то накладывает вето, и Штефан, как истинный «бьянконеро», принимает исключение из списка на групповой этап Лиги чемпионов. Кто, как не он, швейцарец, человек «Большого взрыва», способен на такую жертву?

Лихт вернется в список на стадию плей-офф и будет сидеть на скамейке в Кардиффе. Он не поднимет трофей Лиги чемпионов, но зато выиграет шестой скудетто и третий Кубок Италии. Приключение закончено? Ни в коем случае. Алвес уходит через год, «Ювентус» — не для него, но это дом для таких людей, как Лихтштайнер, габсбургский страж, «железные легкие», которые подают пример. Естественный отбор всегда побеждает. Штефан остается, но у него новый соперник. Не такой грозный, как Алвес, но моложе. Это Маттия Де Шильо, любимец Аллегри, нуждающийся в перезагрузке после нестабильных и неудачных сезонов в «Милане», который теперь больше напоминает бульварную версию Ночерино. Кто одержит верх? Старый солдат устал, он играет за счет опыта и мастерства, а клуб, возможно, напуганный ненадежностью флангов, добавляет в состав чемпиона мира Хёведеса, универсала защиты с предпочтением правого фланга.

Снова в январе Штефан исключается из списка на Лигу чемпионов, и снова он принимает удар с достоинством эпического и стоического солдата. Затем, благодаря неудачам соперников, он проводит 32 матча в сезоне. В Мадриде, на 17-й минуте, он заменяет травмированного Де Шильо и вместе с другими ветеранами — Буффоном и Кьеллини — оказывается близок к величайшему подвигу. Он снова станет чемпионом Италии, героем четвертого дубля подряд. Семь лет, семь Скудетто, абсолютный рекорд. Человек, с которого все началось, на этот раз принял окончательное решение. Он уйдет непобежденным, не важно куда, но не в Италию, чтобы не предать «черно-белую» майку. Он превзошел даже четверых семикратных чемпионов, которые с «Ювентусом» знали и поражения.

Однако для Лихта остается еще одна, совсем маленькая, схватка с судьбой. В прощальном матче с «Вероной», когда исход игры уже был предрешен, «Ювентус» получает право пенальти. Человек, забивший первый гол на стадионе, человек «Большого взрыва», выходит на точку, чтобы завершить так же, как и начал, после своих 258 матчей в «черно-белой» форме. Короткий разбег, удар... и усталый бросок парирует вратарь «Вероны». Это ясный знак, который имеет два недвусмысленных значения. Первое: цикл, начатый в день «Большого взрыва», еще не закрыт, потому что «Ювентус» будет побеждать снова. Второе: забивать с пенальти, стоя на месте, — это явно не судьба для человека, который за семь лет в черно-белой форме никогда не переставал бежать.

«Дорогие «ювентини», сегодня, 30 июня 2018 года, мой последний официальный день в качестве «ювентино». Носить эту футболку последние 7 лет было огромной честью, каждый день! Я желаю вам продолжать вашу фантастическую историю с множеством лет великих успехов и огромной радости. Спасибо за вашу невероятную поддержку, вы всегда будете в моем сердце. Обнимаю, Штеф».

Автор: Стефано Бедески - tuttojuve

4 0